Эльвира Гулакова
Мини музей в ДОУ как средство воспитания и Образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мини музей в ДОУ как средство воспитания и Образования детей дошкольного возраста
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщении к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Реализуя государственный образовательный стандарт в дошкольных учреждениях по разделу: «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», а также работая над нравственно - патриотическим воспитанием дошкольников, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Публикация «Мини музей в ДОУ как средство воспитания и Образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они в основном на школьников.
Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в МДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Название нашего мини-музея «Теремок сказок», создан он был в 2016 на базе группы общеразвивающей направленности №2, ДОУ ЦРР Д/с «Снежинка», г. Нерюнгри, Саха (Якутия). Основная идея создания мини-музея «Теремок сказок», была продиктована желанием познакомить, заинтересовать, помочь понять и полюбить Русские народные сказки, детей младшего дошкольного возраста.
Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом.
Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.
Цель:
Формирование духовной культуры
эстетическое развитие личности ребенка введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки.
Воспитательная : воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Развивающая: развивать у детей социальные навыки : общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов как:
Беседа-диалог;
Сюжетно-ролевые игры;
Театрализация;
Музейные экскурсии.
Мини - музей состоит из трех разделов:
Волшебные предметы; волшебные сказки; театральный.
Цель проекта:
1. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
2. Воспитывать интерес к сказкам.
Задачи проекта:
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Формирование у дошкольников представления о музее.
3. Расширение кругозора дошкольников.
4. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
5. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
7. Создание условий для инсценировки и драматизации небольших отрывков из народных сказок при помощи воспитателей.
8. Способствовать формированию интереса к сказкам.
9. Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.
10. Вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Ожидаемые результаты:
1. Создается пространство мини-музея "Теремок сказок".
2. У детей сформируется представление о народных сказках; они понимают смысл слова "народные" сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
3. Ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы.
4. Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
5. Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
Литература
1. Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. – М. : Омега-Л,2005.– 184 с.
2. Юренева Т. Ю. Музееведение. – М. : Академический проект, 2004. – 560 с.
3. Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.
4. .Пантелеева Л. В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.
5. Петров Г. Ф. Идём по Русскому музею. – Л. : Лениздат,1982. -192 с.
6. Полунина В. Н. Искусство и дети. М. : Просвещение, 1982. -191 с.
7. Рыжова Н. А., Логинова Л. В. Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2008.
8. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М. : Высш. шк., 2004. -216 с.
9. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.