Нина Терентьева
Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей в детском саду как форма патриотического взаимодействия с семьями воспитанников.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовало бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна осуществляться систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу к своей стране.
Публикация «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма : маленького ребёнка отличает бесконечное доверие к взрослому, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность.
Поэтому тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво, ведь детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, остаются в памяти, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрение.
Она из основных целей работы педагогического коллектива – воспитание культурного, творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципы добра и красоты. Достичь этого возможно при создании развивающей, эстетической, полихуожественной, познавательной среды.
В нашем дошкольном образовательном учреждении на протяжении нескольких лет эффективно работает творческая группа педагогов. В 2012-2013 учебном году члены творческой группы совместно с завеующим, Мухаметзяновой Р. М., поставили перед коллективом задачу создания мини-музеев ля познавательного развития воспитанников. При организации работы сдошкольниками в мини-музеях были определены следующие основные цели:
- формирование гражданско-патриотических чувств у детей;
- создание целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;
- овладение детьми навыками поисковой, исследовательской деятельности;
- формирование умений самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- совершенствование образовательного процесса средствами основного и дополнительного образования.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие центры были названы «мини-музеями». Мини-музей – новая форма организации развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в создании музеев детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Итак, в нашем ДОУ было решено создать собственные мини-музеи в групповых помещениях. При создании мини-музеев детского сада всем воспитателям пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов и историков. Всю работу разделили на три этапа:
Первый этап. Подготовительный.
В начале работы дети, воспитатели каждой группы вместе с родителями определили тему и название мини-музея, разработали модель, выбрали место для его размещения. Мини-музеи получились разными по оформлению и по содержанию.
Каждый воспитатель перед тематическим Советом педагогов «нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» презентовал собственный проект, который строился по следующей схеме: оформление, описание, название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.
Творческой группой педагогов детского сада были разработаны критерии конкурса на лучший мини-музей, которые обсуждались с коллективом после защиты проектов.
Второй этап. Практический (реализация проекта).
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Значительную роль сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми продумывали содержание экскурсий по своему музею, сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.
Третий этап. Заключительный.
На этом этапе был проведен конкурс на лучший мини-музей. Оценивалось прежде всего оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. По результатам составлялся «рейтинг» мини-музеев. Победителем становился тот, кто набрал наибольшее количество балов по всем критериям у большинства членов жюри. Мини-музей нашей группы стал победителем и занял первое место в этом конкурсе.
А теперь хотим вам рассказать о нашем мини-музее чувашского народа «Нарспи». Наш мини-музей «Нарспи» расположен в группой комнате и оформлен эстетично. Центральной фигурой нашего мини-музея является кукла Нарспи, которая одета в современное чувашское платье. Вместе с родителями и бабушками собрали в сундук музея разные старинные вещи: ковры, паласы, полотенца, салфетки из кружева, старинный наряд женщины: платье, фартук, сурпан, хушпу – головной набор для женщины, все они – ручной работы. Также совместно с родителями нашили для детей национальные чувашские платья и фартуки ля девочек, сделали головной убор из монет и бисера – тухья, который предназначен только для девочек, сделали нагрудные украшения и бусы. Приобрели книги чувашских сказок, рабочие тетради-прописи «Узоры чувашского народа», книжки-расскраски костюмов народов Башкортостана, книгу К. И. Иванова с поэмой «Нарспи» на чувашском и русском языке, энциклопедию «Знаменитые люди чувашского народа РБ», набор чувашских матрешек и матрешку Нарспи, журнал и другие детские книги. Оформили альбомы: «Колорит чувашского народа», «От древности до современности», фотоальбом «Знаменитые места чувашского народа» и фотоальбом «Орнаменты чувашского народа». Чтобы заинтересовать детей и привлечь их к культуре чувашского народа оформили разные дидактические игры: «Составь картинку», «Собери флаг Чувашской Республики», «Одень куклу Нарспи».
Рассматривая и сравнивая кукол в национальных костюмах (русской, башкирской, чувашской куклы) дети находят сходства и различия между ними и глубже изучают элементы костюмов и орнаментов народов. Во время сюжетных игр дети играют и представляют себя то Машей – персонаж куклы русского народа, то Айгуль, то Нарспи. Наблюдая за играми детей можно делать вывод, что дети уважают интересы детей и им всем вместе хорошо.
Мини-музей нам помогает решать задачи по патриотическому воспитанию, не только знакомить детей с культурой и историей русского, татарского, башкирского и чувашского народов, но и пробуждать интерес к новому, необычному, развивать любознательных и дружелюбных детей, воспитывать любовь к своей семье, родному городу и Родине.
Мини-музеи в группах позволили нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Дошкольники разных групп знакомились с мини - музеями своих «коллег». При этом в средней, старшей, подготовительной к школе группе экскурсии проводили сами ребята.
Эффективность работы музейной педагогики была очевидна. Проводимая работа показывает, что система нравственно-патриотического воспитания средствами музейной педагогики может явиться сенситивной для формирования у детей патриотических чувств, элементарных исторических представлений о своем прошлом. Потребность в систематическом посещении музея, интерес к прошлому города и страны не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем.
В процессе оформления мини-музеев мы использовали следующие литературные источники:
-Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. – Волгоград: Учитель. 2007. 203с. ;
-Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: КН. Для воспитателя детского сада/под ред. А. М. Виноградовой. -М. : Просвещение. 1989. 96с. ;
-Горина Л. В., Хороводова И. В. Мини-музей в ДОУ// Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. науч. трудов. Вып. 4 – Саратов: «Научная книга». 2008. 103с.
Организация мини-музея на базе детского сада одна из основных ступеней в системе патриотического воспитания дошкольников. Посещение мини-музея для детей всегда большое событие. Занятия в мини-музее способствуют развитию интеллекта, познавательных способностей детей. Музейная среда чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с историческим прошлым. Именно в мини-музее ля ребенка открывается возможность проникновения в историю и культуру Отечества, что, несомненно, является основой патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Анализирую положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: патриотическое воспитание средствами музейной педагогики в перспективе будет занимать важное место в организации учебно-воспитательного процесса. М уверены, что системная, последовательная работа посредством музейной педагогики поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его искусству, культуре, природе России в разное историческое время.