Ирина Пермякова
Методические подходы к разработке тематических карточек
▼ Скачать + Заказать документы
«Методические подходы к разработке тематических карточек»
Самая яркая черта детства - это раннее стремление к независимости практически во всем. Ведь сегодня современные дошкольники получают права на распоряжение своим личным временем, выбор формы проведения досуга, выражение-личных вкусов, при этом родителями поощряется самостоятельность, субъективность детей. Дети испытывают потребность в самоопределении, самореализации.
Публикация «Методические подходы к разработке тематических карточек» размещена в разделах
Самоопределение рассматривается в психологии как процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.
Одним из средств формирования способности к самоопределению могут стать тематические карточки, рекомендуемые Лидией Васильевной Свирской как средство индивидуализации.
Комплект тематических карточек обеспечивает интегрированность содержания и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей. Многочисленные карточки предлагаются детям на выбор, каждый работает с карточками разного содержания, осуществляет разные виды деятельности, получает разную информацию. Выбирая карточку, ребенок ориентируется на свои интересы и возможности. Здесь и происходит самоопределение, поскольку взрослый создаёт карточку не с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а предоставляет широкий спектр возможностей для выполнения задания, или придумывания собственного способа деятельности.
Лидия Васильевна Свирская пишет, что по каждой теме целесообразно готовить от 30 до 50 карточек – из расчета по 2–3 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий. Направленность заданий – ознакомление с окружающим и формирование элементарных естественнонаучных представлений; действия с цифрами, знаками; развитие речи и основы грамотности; стимулирование мыслительной активности и развитие мелкой моторики. Важно компоновать задания так, чтобы, работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном,
интересном для них содержании.
Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах, в цифрах. Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.
Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими).
При работе над карточками у нас возникли некоторые ошибки.
1. В первом комплекте карточек, задания были в разброс, и в них не отражалась тема недели.
2. Выбранные задания, не соответствовали на данном этапе по содержанию программы, т. е задания были на её опережение.
3. Большое количество карточек, что мешало детям сконцентрировать своё внимание.
4. Задания на каждой карточке были разными по уровню сложности.
5. Излишняя регламентация деятельности детей, т. е установление четких правил при выполнении работы, чего не должно быть.
Также столкнулась с такими проблемами, как однообразие заданий, неумение детьми читать инструкцию и писать своё имя.
Практика показала, что разработка тематических карточек – дело не простое: необходимо, чтобы карточки были объединены общей темой, но, при этом, раскрывали только часть её, какой-либо один вопрос. Тогда, при групповом обсуждении результатов работы над карточками, у ребенка будет возможность поделиться со сверстниками той информацией, которую освоил только он, а другие пока не владеют. Это вызовет интерес сверстников и позволит утвердиться в собственной компетентности.
Задания, предлагаемые на карточках, с одной стороны, должны быть по силам ребенку, с другой – не быть слишком простыми, иначе интерес к карточке быстро пропадет.
Задания должны быть разнообразными, но, деятельность ребенка ограничивается форматом листа и изобразительных средств (на листе неудобно работать красками или мелками).
При разработке карточек у нас сложился следующий алгоритм:
Шаг 1. Определяем тему. (из календаря ожиданий, методических пособий или взять за основу план где можно определить по задачам). Например, тема «В природе все нужны друг другу»
Шаг 2. Определяем содержание темы, т. е. какие знания подлежат усвоению детьми. У каждой карточки должна быть ещё своя «подтема» (один из вопросов большой темы). Карточка о травоядных, о всеядных и о хищниках.
Шаг 3. Продумываем типы заданий, используемых в карточках. (картинки-путаницы, лабиринты, штриховка, раскраски, схемы конструирования, ребусы, найди отличия, и пр.
Шаг 4. Подбираем картинки, задания на каждой карточке одинаковые, но по разной степени сложности, скомпоновать их на листе.
Шаг 5. Продумываем, как будут обобщаться знания, приобретенные детьми, если они получат разную информацию. Это может быть занятие, беседа, создание коллажа, ментальной карты, лэпбука, где будет организован обмен информацией между детьми с последующим обобщением в словесной и наглядной форме.
Для успешной работы в начале познакомила детей с видами карточек, вместе обсудили, какие типы заданий могут использоваться в карточках, в дальнейшей работе ребята самостоятельно с ними работали, ставили перед собой задачу и сами решали её, что способствовало развитию уверенности в себе.
В процессе работы, я обратила внимание, что ребята, очень хорошо сотрудничают друг с другом. Именно в сотрудничестве со сверстниками создаются благоприятные условия для развития коммуникативных способностей. Дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать и соподчинять свои действия; они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивая свое мнение.
Оказалось, что дети, овладевшие необходимыми навыками сотрудничества, могут не только быстро выполнить заданную работу, но и научить своего, не достаточно успешного, товарища.
Для фиксации по работе с карточками коллективом детского сада была определенна структура по тематическим карточкам, в которую входила тема, образовательные области, задачи по образовательным областям, содержание карточек.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что тематические карточки это современное универсальное дидактическое средство, так как педагогу позволяет решить одновременно несколько образовательных задач, а дошкольникам осуществлять выбор, быть самостоятельными и сотрудничать со сверстниками.