Валентина Титаренко
Тезисы инструктивно-методического письма по организации и проведению родительских собраний
Многие педагоги, особенно молодые, испытывают определённые трудности при подготовке к родительским собраниям. Предлагаю вниманию коллег некоторые немаловажные выдержки из инструктивно-методического письма по организации и проведению родительских собраний, которые, думаю, будут им полезны и облегчат этот нелёгкий процесс.
Публикация «Тезисы инструктивно-методического письма по организации и проведению родительских собраний» размещена в разделах
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности. Главным его предназначением является:
• согласование, координация и интеграция усилий ДОУ и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка;
• повышение педагогической культуры родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности детского сада;
• содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению обоих родителей в жизнедеятельность ДОУ;
• выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
• пропаганда опыта успешного семейного воспитания.
Родительское собрание проводится, один раз в квартал (4 раза в учебном году, но при необходимости может проходить чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы педагогов и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:
• выбор темы собрания;
• определение целей родительского собрания;
• изучение педагогами и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
• проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
• определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;
• приглашение родителей и других участников собрания;
• разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;
• оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Приглашение родителей и других участников собрания.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды : первый раз – за 1-2 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Рекомендуется использовать изготовленные воспитанниками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания «Уважаемые Сергей иванович и Ольга Петровна (обязательно обоих родителей, приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме : «Роль семьи в формировании нравственного воспитания», которое состоится 15апреля в 16 часов в группе (или музыкальном зале и т. д.). Надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, Светлана Алексеевна и члены родительского комитета».
Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нем могут принимать участие представители администрации ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед, работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и др.
Родительское собрание состоит из трё х частей:
• вступительная;
• основная;
• заключительная.
Вступительная часть. При входе в группу педагог встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ воспитанников.
Родительское собрание открывает и ведёт один педагог или председатель родительского комитета : объявляется тема, повестка собрания, называются задачи, представляются приглашённые на собрание. Это сообщение должно быть непродолжительным, но содержательным. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители были мобилизированы, заинтересованы и готовы к активному участию.
Основная часть. Эта часть связана с реализацией главной идей собрания. Именно в этой части излагается наиболее важная информация, происходит коллективное обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Не допускается публичное обсуждение родителей, даже в виде мелких упрёков, лучше обратить внимание родителей на эти недостатки в индивидуальной беседе.
Заключительная часть. Эта часть собрания включает :
• принятие решения;
• анализ происшедшего на собрании.
Важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе. Формирование сотрудничества происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых педагоги благодарят родителей за успехи в воспитании, отмечают тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился опытом семейного воспитания (целесообразнее вручать медали, призы и т. д., подготовленные воспитанниками).