ирина мамаева
Математика в повседневной жизни ребёнка (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать +Заказ
Статья «Математика в повседневной жизни ребёнка»
О. о. Познавательное развитие
Актуальность: В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь вопрос «А зачем нам нужна математика?» актуален и до сих пор.
Публикация «Математика в повседневной жизни ребёнка (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Мне стало интересно, что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть все виды ежедневной деятельности человека и показать, что математические знания применяются не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни, продемонстрировать оптимальность применения математических знаний.
Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычислению, что входит в содержание программы "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы.
Детей необходимо учить, не только, вычислять и измерять, но и логично рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребенок открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путем открытия нового. Поэтому образование должно устремлять ребенка в перспективу саморазвития, расширения его сознание на основе творческой деятельности.
По мнению известных психологов и педагогов (П. Я. Гальперина, Т. В.
Тарунтаевой, формирование у ребенка математических представлений
должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе
которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть
навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу
ориентировки в общих математических понятиях. Поэтому основным
принципом ознакомления детей с математикой является наглядность.
Учитывая это, формирование элементарных математических
представлений (далее — ФЭМП) у воспитанников проводится не только
путем целенаправленного обучения в ходе организованной образовательной
деятельности, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей :
на прогулке, во время дежурств, в играх (дидактических, подвижных,
сюжетно-ролевых). При этом задача педагога состоит в том, чтобы
воспитанники понимали, что математические знания, которые они
приобрели, нужны им в повседневной жизни, чтобы они научились ими
пользоваться. Это способствует дальнейшему развитию интереса
дошкольников к математике и расширению полученных знаний.
• Дежурство по столовой: Как показывает практика, дети очень любят дежурить в детском саду. Принимая это во внимание, счету ребенка можно обучить во время дежурства (например, попросить его принести определенное количество столовых приборов). просим детей положить большие салфетки на столы; учимся ставить кружку в верхний правый угол, ложку класть под кружкой справа.
Салфетницу ставим посередине стола, тарелку с хлебом ставим посередине стола. В салфетницу кладё м по две салфетки и проговариваем с детьми : сколько детей сидит за столом – столько салфеток в салфетнице. Значит, салфеток и детей должно быть поровну.
Во время приёма пищи обращаем внимание, что тарелки, блюдца - круглые, котлеты, куски белого хлеба – овальные, запеканка – квадратная.
В бытовой деятельности также возможно развивать умение
отличать и сравнивать предметы (например, попросить дошкольника
принести тот мяч, который больше, или тот поднос, который шире и т. д.).
• Занимаясь аппликацией, дети могут убедиться в том, что количество
предметов не зависит от места их расположения.
• Во время декоративного рисования можно вести поиск закономерностей (порядка) или их (его) нарушения, познакомить с понятием ритма в узоре, составлением узоров из геометрических фигур.
• Читая детям сказки, мы опять же сталкиваемся с математикой : «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Мальчик-с пальчик» и т. д. А как же пословицы и поговорки? Там тоже математика : «Один в поле не воин», «Ум хорошо, а два лучше», «Семеро одного не ждут» и пр.
• На занятиях по физическому воспитанию дошкольники
при построении осваивают количественный и порядковый счет.
• Знакомство с окружающим миром и развитие речи также многое дают
ребенку в плане математического развития. Например, дети более точно ведут
календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели.
• Прогулка: собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц. Здесь существует огромное количество игр, например: рисование мелками на асфальте – одна из излюбленных забав у малышей. Никогда не устаревают классики, просто рисование различных рисунков. Можно рисовать палочками на песке на участке или на снегу. Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями. Считалки, которые они используют для подвижных игр, – это тоже математика.
Также играю с детьми в сюжетно - ролевые игры.
• Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке? Строим клетки для животных разной формы : квадратные. Прямоугольные из строительного материала.
• Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет.
• «Парикмахерская» кроме вопросов, «у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет волос, длину ленточек. Можно закреплять состав числа из двух меньших.. Я говорю ребёнку : «Твоя причёска стоит 5 рублей». У девочек есть кошельки с деньгами, с которыми они ходят в магазин - жетоны с цифрами 1 – 9 в подготовительной группе. Они выкладывают примеры на столе. Кто послабее - один вариант состава числа, кто посильнее - все варианты. Плюс рисуют пальчиком на столе. Игра очень помогала.
• «Семья». Накрываем стол для гостей. Сколько гостей придёт? Сколько тарелок поставим? Сколько ложек положим? Какая форма, цвет у посуды. И т. д. Обязательно делаем вывод: Сколько гостей, Столько тарелок, ложек, кружек.
• «Задачи – смекалки», например, из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника;
• Подвижные игры: «Забрось мяч в корзину». Инструкция: выполняешь столько бросков, пока не забросишь 5 мячей. Ребёнок считает заброшенные мячи. Я смотрю. Спрашиваю : «Сколько забросил?» 3. Сколько осталось забросить до 5? 2. Т. Е. задачки решают в уме. Это в старшей, подготовительной группе. С малышами пока забрасываем в корзину жирафа на веранде, просто считаем до 3. Тренируем ловкость. Координацию движений, глазомер.
Практика ФЭМП в ходе организованной образовательной деятельности
и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления
математических понятий, полученных каждым ребенком, помогает
приобрести дошкольникам необходимые знания, навыки и умения,
обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес
к количественной стороне действительности, оказывает положительное
влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать
Таким образом, использование разных форм работы по математике, дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.