Лариса Николаевна Золотухина
Статья «Личностный подход к воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, биологическое и социальное.
К числу важнейших признаков личности относятся : разумность, ответственность, личное достоинство, индивидуальность.
Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, то важное значение имеет развитие внутренне присущих задатков и свойств человека.
Публикация «Статья „Личностный подход к воспитанию“» размещена в разделах
Развитие происходит: в единстве биологического и социального в человеке, диалектично, через деятельность.
Основные виды деятельности для ребёнка - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых. Сама по себе деятельность для формирования основных психических качеств может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение в личностном подходе имеет не столько знания возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации и жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др., просматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно – ориентированного воспитания.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель :
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и постепенно усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей развитие личности;
4) оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял деятельность.
Учитывая возросший уровень знаний современных подростков, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в разных областях знаний, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю, сделайте его своим другом, сотрудником в его же собственном воспитании.
Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка.
В своей практике для установления доверительного контакта с подростком я использую технологию диалога «педагог-воспитанник». Временная последовательность такого диалога следующая: накопление согласий; поиск интересов; приятие особенных качеств; выяснение «опасных» качеств; совместный анализ поведения; выбора действий. В диалоге обретается собственное «я» через сравнение с другими. Так современная методика групповой работы с детьми строится на основании диалога. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры. Здесь необходимо соблюдать принцип субъективности. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый в повседневной жизни.
Что касается выполнения элементарных норм поведения и выполнение детьми их неукоснительных обязанностей и режима, то это гарантируется договором педагога и воспитанников. В договоре всего два «нельзя» : нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Требование их исполнения носит категорический характер.
Принятие ребенка как данность. Признать в ребенке достоинства человека, сохранять к нему уважение как к личности, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей.
Далеко не всегда удается реализовать этот принцип, причины: старые традиции критического отношения друг к другу, жесткая нормативность положения воспитанника, разница во взглядах, но главное - отсутствие интереса к другому человеку, не похожему на тебя, отсюда стремление всех подогнать под одну мерку. Ребенка же необходимо принять как данность, признать его право на самобытность и учить быть самим собой. Позиция педагога в данном случае: реагировать на данность личности учитывая ее состояние «здесь и сейчас»; верить в возможности ребёнка; помнить, что развитие - это процесс.
Основные педагогические предпосылки развития в детском возрасте — включение детей в ситуации выбора ценностей, их осмысления, помощь в оценке и самооценке своих действий и поступков, вовлечение в культурное творчество. Личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. А индивидуальная работа-это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода в воспитании. Каждая группа требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия.
Особого внимания требуют к себе «трудные» дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «трудного» подростка наблюдается отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Учитывая специфику личностного-ориентированного подхода с «трудными» подростками, я применяю различные методы работы : переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание. Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов. Это изучение научно-методических основ личностно-ориентированного воспитания, организация совместной коллективной деятельности, проведение диагностирования, наблюдение и изучение. В дальнейшем - корректирование. Наиболее эффективными являются методы и приемы корректирования - анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.
Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка с выходом на индивидуальность имеет очень большое значение. Главным в работе воспитателя А. С. Макаренко считал систематическое изучение детей, наблюдение за их поведением, учет даже кажущихся на первый взгляд мелочей. Воспитатель должен быть готов к выполнению аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения ребёнка, его отношения к сверстникам, взрослым. Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания воспитательной работы, постоянное варьирование методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ребёнка. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач воспитания детей в данной группе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства воспитателя.