Папки-передвижки

Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию

Галина Анатольевна Жидкова
Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, экологически целесообразное поведение в природе, толерантное отношение к людям разных народов. Для того чтобы ребенок проявлял чуткость и бережное отношение к природе, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями. Дать необходимые знания и умения.

Важно именно на ранних этапах развития ребенка построить базу его оптимальных отношений с природой. Это простейшие основы, на которых в дальнейшем будет формироваться практически вся его жизнедеятельность.

Публикация «Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию» размещена в разделах

Экологическое воспитание - это уникальное воздействие на детей, которое охватывает все психические процессы детского развития. Это и развитие памяти, различных видов мышления, речи, внимания, восприятия, воображения, творчества и т. д.

Самой основной целью экологического воспитания является приобщение детей к общечеловеческим ценностям - любовь, доверие, дружба, гуманность, сочувствие, миролюбие. Как же сформировать у детей эти качества? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку взглянуть на жизнь других живых существ изнутри.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В своей работе я основываюсь на Программу Николаевой С. Н. «Юный эколог», которая предполагает частое и тесное общение детей с природой, организацию различных форм работы во время прогулок, экскурсий, потому что живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляют собой комплексную деятельность, т. е. дети здесь наблюдают, и любуются, и совершают действия по уходу за растениями и животными. Я считаю эти формы организации позволяют обогатить детей знаниями, поупражнять в применении правил поведения в лесу, воспитывают духовные и нравственные качества, и конечно, доброе отношение к живой природе.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

- изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

- воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Работу веду по трем направлениям:

• Повышение собственной квалификации;

Экологическое воспитание детей;

• Пропаганда экологических знаний для родителей.

В своей работе я использую следующие формы и методы работы :

- наблюдение в природе;

- работа в огороде, на клумбе;

- экскурсии по экологической тропе;

- НОД;

- дидактические игры;

- ознакомление с художественной литературой;

- участие в конкурсах;

- работа с родителями;

-опытно-экспериментальная деятельность в

экологической лаборатории;

- методическая деятельность.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды.

В нашей группе экологически развивающая среда организована как традиционный Уголок природы и Лаборатория природы.

Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собраны комнатные растения, дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними, также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

Лаборатория- это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории имеются колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты, «сухой аквариум», для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся собранные детьми коллекции, природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, ракушки, каштаны, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории имеются лупы, есть микроскоп, барометр, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д. В сборе материала для лаборатории принимают активное участие и дети и родители.

Так же в группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Использование развивающих игр помогает мне развивать в детях умение систематизации представлений о живой природе, понять многие экологические закономерности; воспитывать эмоционально бережное отношение к живому, сопереживать всем живым существам и желание защищать их. Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное. Замечу, что для меня одним из основных принципов в организации среды в группе является принцип достаточности «Я все могу взять, достать, дотянуться». [

Немаловажной формой в воспитании добрых чувств к живой природе, я считаю экскурсии и целевые прогулки. На прогулке организую игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т. д., в процессе которых дети знакомятся со свойствами различных природных материалов. Летом этого года на территории детского сада мною создана Экологическая тропа, она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях. Занятия выстраиваю на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом, а также на совершенствование речи старших дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Для этого я широко использую в своей работе проектную деятельность, ведь проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время, когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, после того, как вся информация собрана, дети приступают к самой ответственной части – делают самостоятельный доклад.

На своих занятиях по исследовательской деятельности я предлагаю детям выбрать самим тему для исследования и подготовить доклад или сообщение об этом. Для этого нужно собрать информацию об исследуемом объекте с помощью различных методов сбора информации: подумай сам, спроси у другого человека, посмотри в книге, наблюдение, эксперимент. Собираемые сведения в памяти удерживать трудно, поэтому я стала использовать в своей работе «Лэпбук» - тематическая папка - "книжка на коленке" – это эффективное средство обучения и форма совместной деятельности взрослых и детей. Это яркие, многофункциональные папки с множеством кармашек, окошек, книжек-малышек, гармошек, секретиков и картинок, которые можно не только рассматривать и играть с ними, но и создавать. Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения, которое можно применять везде — и как изучение основного материла, когда мы как раз по кусочкам собираем информацию, и для обобщения, не только в совместной работе, но и в самостоятельной деятельности детей. В этом году созданы «Лепбуки» на темы: «Птицы нашего поселка», «Дикие животные», «Домашние животные», «Осень», «Вода», «Воздух». Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть равным участником всего процесса, на любом из его этапов.

Эта технология интересна и полезна, я считаю данную технологию удачным шагом по пути внедрения ФГОС ДО, ведь она позволяет использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью постоянно обновляется информация на стендах, проводятся консультации, опросы, собрания. Родители активны, помогают детям, они отзываются на любые просьбы.

В рамках экологического воспитания, я регулярно организую выставки детских рисунков, поделок из природного материала, дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев к изготовлению поделок. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия». Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома. В целях более эффективного взаимодействия с родителями подобран материал и оформлены папки-передвижки с консультациями по тематике экологического воспитания дошкольников. Эта работа способствует повышению экологической культуры родителей.

Я считаю, что за 1 год и 2 месяца проделанной работы по экологическому воспитанию в группе «Непоседы» есть положительные результаты:

• Сформированы начала экологической культуры у детей;

• Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• Дети учатся практическим действиям по охране природы;

• Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход к работе с родителями Дифференцированный подход к работе с родителями, как процесс непрерывного воспитания родителей направленный на формирование экологической.

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы) Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения.

Фотоотчет о проделанной работе по экологическому воспитанию (старшая группа)Фотоотчет о проделанной работе по экологическому воспитанию (старшая группа) Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе,.

Из опыта работы «Система работы с детьми второй ранней группы по экологическому воспитанию» 1 Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского.

Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена»Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена» Воспитатели 2 старшей группы: Денисова И. А., Ковалёва Е. Э. учитель-логопед: Балыбердина О. В. Цель:Продолжать знакомить детей с этапами роста.

Мой подход к работе с детьми «Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот, Возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость. Предметы моей романтики на.

Мой подход к работе с детьмиМой подход к работе с детьми Я шла к своей профессии 19 лет. Четыре года назад я почувствовала в себе организаторские способности с детьми. Может они всегда были, но.

Семинар — практикум Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение.

Эссе «Мой подход к Работе с Детьми» Как говориться: «Театр начинается с вешалки», так и мой день начинается с приема детей. Казалось бы, приём обычен и постоянен: дети постоянно.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 23:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Галина Анатольевна Жидкова (УИ 26802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД