Получи документы

Статья «Личностно-ориентированное взаимодействие в педагогическом процессе»

Ольга Кузнецова
Статья «Личностно-ориентированное взаимодействие в педагогическом процессе»
▼ Скачать + Заказать документы

С введением в современную систему дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта происходит смена ориентированности образовательного процесса с формирования знаний, умений навыков на формирование личности дошкольника, создания для каждого ребенка условий успешности. Поэтому одной из приоритетных задач образования является не столько передача определенной суммы знаний и умений, сколько развитие познавательной активности у детей, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний через личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Публикация «Статья „Личностно-ориентированное взаимодействие в педагогическом процессе“» размещена в разделах

Взаимодействовать – значит общаться на равных, учитывая интересы и потребности каждого участника процесса. Такая модель воспитания и обучения основывается на тактике общения с ребенком в форме сотрудничества, а это значит, что обе стороны заявляют о своем мнении при равном положении участников общения. При взаимодействии с ребенком рассматриваются мнения каждого участника диалога и обеспечивается совместное принятие решения. Подобный способ общения предполагает умение педагога принять позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как успешной личности.

Личностно-ориентированная модель воспитания и образования успешной личности направлена, прежде всего, на обеспечение ребенку чувства психологической безопасности, защищённости, доверия к миру, радости существования, что создаёт условия психологического здоровья ребенка. Эта модель предполагает развитие условий для воспитания индивидуальности ребенка, учитывая его личностные особенности, заложенные с рождения: базовые черты характера, темперамент, определенные способности.

Личностно-ориентированный педагогический процесс предъявляет особые требования к личности педагога, воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмоциональность. Искренность педагога проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, а заинтересованно, т. е. его интересуют мысли и переживания ребенка и он откликается на них правдиво и открыто. Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Позитивное принятие педагогом другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий.

Факторы, отрицательно влияющие на развитие ребенка:

1. Отсутствие или недостаток любви приводит к незащищенности ребенка.

2. Отсутствие благоприятных условий среды для гармоничного развития ребенка.

3. Подавление у ребенка волевых качеств, эмоций, самооценки.

4. Отсутствие понимания взрослыми индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, здоровье и т. п.)

Для нормального развития ребенку необходимо получать достаточно эмоционального тепла, нежности и ласки от тех, кто его растит.

Для создания условий успешности развития каждого ребенка педагог должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний. Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что педагог должен уметь работать с детьми с нестандартным поведением, с ограниченными возможностями здоровья, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Кроме того, даже психически и физически здоровые дети дошкольного возраста развиваются неравномерно: у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды — и это норма. Чтобы работа с ними складывалась успешно и продуктивно, педагог должен быть хорошо подготовленным теоретически и владеть педагогическими и психологическими технологиями.

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому выстраивать образовательный процесс и музыкального развития воспитанников в моей практике. Моя музыкально-педагогическая деятельность определяется идеей гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, то есть воспитать чувствующего, любящего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Однако, за свою не очень продолжительную педагогическую практику мне пришлось сталкиваться с детьми с нестандартным поведением. Большинство таких детей проявляют признаки гиперактивности (1-3 человека в каждой группе): они не могут спокойно сидеть, не могут спокойно стоять, не могут слушать слова педагога даже несколько минут, постоянно суетятся или ерзают. Наблюдается хаотичное движение руками, ногами, головой. Эти дети не могут сосредоточиться, отвлекаются сами и отвлекают других детей. Демонстрируют трудное понимание задания или поручения исходящего от взрослого, порой просто не слышат обращенной к ним просьбы. Они очень громко кричат, стараясь перекричать друг друга, часто нарушают правила игры для достижения первенства, подвижные игры часто заканчиваются ссорой и слезами.

С гиперактивными детьми нужно быть очень внимательными, чтобы вовремя вмешаться, успокоить словом, отвлечь от нежелательного действия, переключить на другое занятие. Часто прошу неусидчивых детей помочь мне раздать во время музыкального занятия детям атрибуты или музыкальные инструменты. Иногда гиперактивные дети впадают в истерику из-за неудовлетворенности в результате деятельности. В этом случае приходится применять индивидуальные отвлекающие мероприятия: предложить сходить в группу попить воды, пойти умыться.

Как правило, подвижные игры приходится использовать в конце занятия. Для концентрации внимания у гиперактивных детей, проводятся игры или музыкально-ритмические упражнения с частой сменой движения. Например, упражнение «Великаны и гномы»: под спокойную музыку дети шагают большими шагами, как великаны, под быструю – двигаются семенящим шагом или легким бегом. Игра «День и ночь»: по команде «день» все дети врассыпную перемещаются по залу, по команде «ночь» (или когда выключится музыка, или по хлопку) замирают в какой-либо оговоренной заранее позе.

Есть в моей практике и ребенок с признаками агрессивного поведения (один человек в старшей группе). Он часто дерется (как правило, делает это изподтишка, пытается как-то обидеть, задеть, зацепить любого рядом находящегося ребенка. Разговаривает со сверстниками грубо, присутствует и ненормативная лексика. На словесный замечания со стороны взрослого никак не реагирует. С эти ребенком я стараюсь всегда разговаривать спокойно, тихим голосом, не реагировать на провокации с его стороны, улыбаться ему и ласково поглаживать его по руке или плечу.

Для разряжения ситуации и снятия напряженности у гиперактивных и агрессивных детей мы проводим игру «Ветерок»: под тихую, спокойную музыку дети ложатся на пол и закрывают глаза. Объясняю им, что сейчас «ветерок» (это может быть султанчик или платочек, или листик с дерева) будет дотрагиваться до вас, а вы должны будете, не открывая глаз, сказать, до какой части тела дотронулся ветерок.

В других ситуациях я прошу таких детей очень громко спеть песню или протопать, чтобы дать выход накопившимся эмоциям.

В подготовительной и старшей группе есть по одному ребенку с признаками застенчивости. Такие дети ведут себя внешне спокойно, не проявляют большой активности во время занятий. Выполняют упражнения с минимальной амплитудой движения, хлопают очень тихо, говорят очень тихо и неразборчиво, боятся смотреть в глаза педагогу. Есть в подготовительной группе и ребенок, у которого проявляются признаки застенчивости и повышенной тревожности. Этот ребенок очень сильно переживает, что может не справиться с выполнением задания, старается, но при этом испытывает сильнейшее внутреннее напряжение. У него явно проявляется заниженная самооценка: сильно переживает, даже если педагог никак его не отметил. Он часто болеет.

Наиболее «ярко» застенчивые и тревожные дети показывают себя во время праздников в детском саду, потому что им приходится петь, танцевать, выступать, как-то себя проявлять перед большим количеством незнакомых людей. То есть делать то, чего они боятся. На утреннике такой ребенок от внутренних переживаний и волнений может просто расплакаться во время чтения стишка или даже спрятаться за занавеску, стульчик или ширму для кукольного театра. Таким детям необходимо показывать свою любовь и внимание, показывать, что понимаю и сочувствую их проблемам. Застенчивость и тревожность приводит к неуверенность в себе. Необходимо замечать любой, даже самый незначительный успех таких детей, хвалить их перед другими детьми, создавать им условия психологической безопасности, защищенности, подбадривать их во всякой деятельности. Застенчивых детей приходится все время поддерживать, предоставлять им возможность высказаться, хвалить за смелость в общении.

Для создания более доверительных отношений в группе между педагогом и детьми мы часто проводим игры в кругу, сидя на ковре. При этом педагог сидит также на ковре вместе с детьми. Для создания положительных эмоций у детей в начале занятия проводим коммуникативную игру «Здравствуйте»: дети под музыку свободно двигаются по залу. С окончанием музыки каждый ребенок находит себе пару и здоровается, пожимая руку, в другой раз при встрече улыбаются и машут друг другу, здороваются по-английски, по-немецки, по-тарабарски, обнимаются.

На музыкальных занятиях приходится учитывать и особенности восприятия детьми информации, особенно во время слушания музыки. Как бы ни старался музыкальный руководитель передать звучащие музыкальные образы, звуковую палитру музыкально-выразительных средств простыми и доступными ребенку словами, все же информация для большинства детей остается абстрактной, ничего не значащей. Приходится подкреплять музыкальный образ (слуховой опыт) определенными картинками, визуальным рядом, а для малышей возникает необходимость и в проигрывании ситуации (солдаты маршируют, птички летают и клюют зернышки и т. д.)

Для развития у детей разного вида восприятия (речь, предметно-зрительное восприятие, тактильное восприятие предметов) использую в своей практике игру «Кто в мешке». В мешок кладутся разные по фактуре и размеру игрушки. Ребенок, запуская руку в мешок, описывает первую попавшуюся в руку игрушку, не видя ее. Он рассказывает о своих ощущениях и на ощупь старается отгадать, что же ему попалось. Вместе с ним по этим же описаниям стараются отгадать и остальные дети. Затем игрушку достаем и сравниваем, правильно ли ребенок ее описал, угадал ли.

Одним из важнейших факторов для создания условий успешности является развитие пространственных представлений, особенно у детей 3–4-х лет, когда еще не сформировалась доминирующая рука, и ребенок активно пользуется как правой, так и левой рукой. Для того, чтобы запомнить, где «право», а где «лево» я использую игровой момент, располагая, например, с правой стороны зала игрушечного кота, а с левой – игрушку зайца. Тогда ориентация в пространстве будет проходить более наглядно: поворачиваемся направо к котику, налево к зайчику. Для отрабатывания пространственных представлений можно разучить с детьми следующий стишок:

Ручкой правой хлоп, хлоп, хлоп. (похлопать себя правой ручкой, которая ближе к котику)

Ручкой левой хлоп, хлоп, хлоп. (похлопать себя левой ручкой, которая ближе к зайчику)

Ножкой правой топ, топ, топ. (топнуть правой ногой, которая ближе к котику)

Ножкой левой топ, топ, топ. (топнуть левой ногой, которая ближе к зайчику)

Головой назад-вперед, (носик вверх/вниз)

А потом наоборот.

Продолжить эту же игру, но начиная с левой руки.

Постепенно у ребенка будет откладываться понятия «право» и «лево» и запоминаться уже без игрушек. В других случаях можно «промаркировать» правую или левую руку, надев, к примеру, на нее браслет с колокольчиками. Но это необходимо только в том случае, если по условиям игры необходимо, например, передать мяч или игрушку, или музыкальный инструмент соседу справа/слева.

Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированная модель педагогического процесса предполагает, что в центре обучения находится ребенок — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. его личность. Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе современного образования.

Личностно-ориентированный подход и развитие успешной личности каждого ребёнка требует от педагога новых форм и подходов к решению этой задачи, основанных на новейших педагогических и психологических технологиях и методиках. Процесс овладения теорией и технологиями личностно-ориентированного обучения для педагога — это один из путей открытия самого себя, необходимое условие дальнейшего профессионального роста, самореализации и самосовершенствования.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим.

Статья «Интерактивное взаимодействие с дошкольниками» Интерактивное взаимодействие с дошкольниками. Проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и.

Личностно-деятельностный подход в образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию дошкольников Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального.

Личностно-ориентированное обучение дошкольников «Формирование субъектного опыта и субъектного поведения ребенка: педагогические условия, методы и приёмы работы. [/b] Педагогические условия.

Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе ВВЕДЕНИЕ Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной.

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОО Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются.

Проект «Интерактивные игры как средство развития логико-математического мышления в педагогическом процессе ДОУ» Тип проекта: долгосрочный Сроки проекта: 2 года (1 раз в неделю). Участники проекта: - воспитатели, специалисты ДОУ; - дети и родители средней.

Статья «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС до» «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Статья «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ВОСПИТАТЕЛЕМ. 1. Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной музыкальной.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе закаливание детей в детском саду Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе закаливание детей в детском саду Современные дети уже с рождения ослаблены и склонны.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Личностно-ориентированное взаимодействие в педагогическом процессе»
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 19:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Личностно-ориентированное взаимодействие в педагогическом процессе»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кузнецова (УИ 441858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД