Емельянова Ирина Алексеевна
Роль сюжетной игры в современном мире дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье раскрываю и анализирую роль игры ее значение и смысл в современном мире ребенка дошкольника, а также привожу этапы работы с детьми по сюжетно – ролевой игре.
Ключевые слова: игра, современный мир, родители и ребенок, информационно коммуникативные технологии, компьютерные игры.
Публикация «Роль сюжетной игры в современном мире дошкольного детства» размещена в разделах
Давайте разберем для чего же нужна, игра ребенку дошкольного возраста? Что такое игра и ее значимость? В современном мире, где царит эпоха информационно - коммуникативных технологий, игра отодвигается на задний план. Все то, что было в нашем детстве, когда мы были детьми теряет свою значимость и смысл. Поэтому сейчас очень важно возродить потерянную и забытую нами, а также нашими детьми современного поколения игру, для того, чтобы сохранить игровую деятельность, развитие игровых ситуаций, смысловую тематику игр, и их реализацию благодаря совместными усилиями ребенка и взрослого, ведь взрослые с появлением гаджетов тоже позабыли, о том, что раньше были игры их детства, которыми они могут поделиться со своими детьми [2, с. 305].
Так, что же такое игра - это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Игра важна и нужна ребенку, особенно сюжетно-ролевая игра, в которой присутствуют элементы замысла и сюжета, для воспроизведения игровых моментов в жизни ребенка, в которой он принимает очень важную роль на себя. Включаясь в процесс игры, он руководит замыслом, распределяет роли, придумывает и помогает взрослому в создании атрибутов для игры и очень хочет повторить это, со своими близкими, которые должны его поддерживать на протяжении всей жизни и помогать ему в реализации задуманного поощрять, а где то подсказывать, как лучше сделать, чтобы игра была еще более интересной, захватывающей и разнообразной [4, c. 327].
Для этого существует методическая литература, пособия наглядного характера, картотеки сюжетно – ролевых игр, для работы педагога с детьми в дошкольных учреждениях.
А родители вполне могут реализовать игровую деятельность с ребенком в бытовых условиях, при помощи не только книг и атрибутов, но и предметных вещей, которые нас окружают в повседневной жизни.
Главное это делать систематично и совместно родители и ребенок, педагог и дети, тогда мы сможем возродить игру, включая не только сюжет, но и также, показать дворовые игры, настольные, но популярными всегда будут именно сюжетно-ролевые игры с детьми.
Приведём несколько этапов, как правильно играть с детьми?
I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).
II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :
- определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
- создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
- совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию [3, с. 116 – 118].
Таким образом, можно сказать, что наиболее продуктивным будет игра совместно с взрослым, если, он будет выступать помощником в игровых ситуациях, когда ребенок проявит к ней инициативу, а чтобы ее побудить нужно, создать условия и мотивацию со стороны педагога для ее реализации, быть сопричастным как в совместной, так и в индивидуальной и групповой деятельности ребенка дошкольника - это, то, что касается педагогической точки деятельности в дошкольных учреждениях. А родители будут активными участниками игрового процесса, если вспомнят и проявят желание и целеустремленность, к воссозданию старых и давно забытых игр, таких как: лапта, выжигалы, казаки – разбойники, краски, светофор, царь – картошка и т. д., помогут осуществить и станут на сторону ребенка в играх любого вида.
Самое главное, напомнить детям о том, что помимо современных игр, стрилялок, кукл – убийц, зомби, гонки, танки и т. д., есть и те, что помогут развитию логического мышления, творческих способностей, проявлению таланта, который есть и его надо использовать и проявлять, научат любознательности, исследовательской деятельности, для этого нужно и педагогам и родителям направить все свои усилия, на то, чтобы сохранить и ново изменить интерес к играм, а именно сюжетно – ролевым, настольным и подвижным.
Сейчас в современном мире продается, и применяются очень много разнообразных игр, по разным тематикам, атрибуты материалы, для сюжетных игр, для подвижных тем более, а можно сделать и своими руками, главное показать ребенку, что взрослый заинтересованное лицо, которое, так же, как и ребенок желает окунутся в мир игровых возможностей.
Поэтому игра является очень важной значимостью для современного поколения, хотя бы для того, чтобы окружающий мир, а также мирровозрение ребенка складывалось из интересных игровых моментов, жизни дошкольного детства [2, с. 305].
В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, - в значительной степени зависит от нас, педагогов и родителей. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра - очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.
Список литературы
1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста – Москва : Научные труды 2016 – 127 с.
2. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – Москва: Дошкольное воспитание 2013 – 305 с.
3. Панова О. В. Особенности развития сюжетно – ролевой игры у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 116-118.
4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – Москва 2016 – 327 с.