Людмила Мелешко
Консультация для родителей «Особенности игры в разные периоды дошкольного детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Буклет
«Особенности игры данного возраста»
Вас когда – нибудь интересовал вопрос, почему новая, красивая игрушка быстро надоедает вашему ребёнку, почему при изобилии игрушек он играет палочкой? Чтобы помочь вам ответить на эти вопросы нужно правильно выбрать игрушку, как он будет с ней играть, понравилась ли эта игрушка малышу, зачем она нужна ребёнку и соответствует ли она данному возрасту, возможностям малыша, отвечать должна его интересам и потребностям.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности игры в разные периоды дошкольного детства“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Игрушка – это предмет детских забав и развлечений, чтобы ребёнку полезно было играть.
Игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Источником игры являются инстинкты.
Смысл игры заключается в удовольствии, которое она доставляет ребёнку. Игра – это скорее наслаждение, это средство познания действительности ребёнком и рассматривается как человеческая деятельность. Игра это наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить.
Каждый возрастной период ребёнка, (он делится на этапы развития игровой деятельности) характеризуется определённым видом ведущей деятельности. Ведущая деятельность определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе.
И так: с рождения до 1 месяца - главное для малыша эмоционально – личностное общение. (больше улыбайтесь, останавливайте взгляд на крупных игрушках, предметах, погремушки проводите вверх – вниз, обращает ребёнок внимание на звуки – тактильные поглаживания.
С 1 мес. До 3 – главное эмоциональное общение, но оно усложняется и становится взаимным, что связано с развитием различных реакций ребёнка на окружающее. Общение расширяет ориентировку в окружающем, способствует развитию общих движений, движению рук, слуховых реакций, эмоций.
3 – 6 месяцев
С 3 месяцев главное для малыша- исследование окружающего мира, предметов, людей, своих физических возможностей; такую игру можно назвать сенсорно-моторной; продолжают развиваться общие движения в 4 мес. Малыш лежа на спине, приподнимает голову и плечи, как бы пытаясь сесть, с 5 мес. Переворачивается со спины на живот благодаря чему расширяется зрительный обзор; развиваются движения руки в 4 месяца ребенок начинает ощупывать, захватывать низко висящую над грудью игрушку, с 5 мес. Берет игрушку из рук и удерживает ее, что способствует более полному познанию игрушек, предметов, а также развитию зрительно-двигательной координации - согласованным движениям между глазом увидел и рукой примерился-схватил; развиваются слуховые реакции с 4 мес. Поворачивает голову в сторону звучащей игрушки, ищет ее глазами и находит, с 5 месяцев ищет шуршащую бумагу поворотом головы; развиваются эмоциональные реакции громко смеется на эмоциональное общение, обнаруживается спонтанное гуление, легко возникает; комплекс оживления’’
С 6 -9 месяцев.
Сенсомоторная игра продолжает развиваться, все больше превращаясь в ознакомительную игру с предметами, малыш обучается манипулировать предметом так, как показал взрослый. Это становится возможным благодаря развитию;
Общих движений с 6 месяцев малыш начинает передвигаться, переставляя руки и немного подползая; с 7 мес. Ползает хорошо, много в разных направлениях; с 8 мес. садится самостоятельно, встает, ложится, переступает, держась за барьер благодаря этому малыш может увидеть игрушку с разных сторон и узнает ее независимо от того, как она к нему повернута;
Движений руки с 6 малыш берет свободно игрушки из разных положений, перекладывая из одной руки в другую; с 7 мес. Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает многократно, нажимает на нее, бросает вниз; с 8 мес. По подражанию выполняет одно из перечисленных действий-манипулирует неваляшкой, толкает мяч, стучит крышкой по кастрюле, переворачивает миску с шарами В результате совершенствуются движения не только всей руки, но и кисти, а также пальцев; предметы малыш захватывает по разному в зависимости от их величины- двумя пальцами, если тянется к погремушке, маленькой резиновой птичке; растопырив пальцы, если берет мяч; с 8 месяцев начинает действовать двумя руками и двумя предметами одновременно- приближает одну игрушку к другой, стучит двумя игрушками сразу, вставляет один предмет в другой, вытаскивает;
Совершенствуется зрительная координация: движение рук начинают координироваться зрением, и малыш точно направляет руку к игрушке без предварительных примеривающих движений;
Совершенствуется слуховая координация, понимание речи начинает понимать речь взрослого; с 7 месяцев на вопрос где? Находит взглядом хорошо знакомый предмет; с 8-9 месяцев настойчиво его ищет и находит, даже если он находится не на привычном месте; с 6-9 месяцев начинает понимать название знакомых действий- дай ручку, до свидание, ладушки.
9 – 12 месяцев
Появляется подражательная игра, которая выражается в многократном воспроизведении действий или слов окружающих в конкретной ситуации. В 9 месяцев малыш повторяет удары палочек по барабану, двигает ложкой по аналогии, подражает действиям взрослого с игрушками- толкает, стучит, вынимает; в 10- подражает взрослому начинает делать штрихи на бумаге;
В 11- ребенок выполняет действия по просьбе взрослого «положи кубик на кубик», а в 12 месяцев переносит действие, разученное с одним предметом баюкает куклу, на другой баюкает мишку, собачку, кошку.
К 12 месяцам малыш начинает повторять слова.
Расширяет ориентировку в окружающем, что становится возможным благодаря развитию общих движений, это дает возможность ребенку увидеть, потрогать много новых предметов. С 12 месяцев ребенок проходит самостоятельно без опоры. До 3 метров. Следуя за игрушкой;
Совершенствованию координации движений рук и пальцев под зрительным контролем; с 9 месяцев малыш поднимает чашку, чуть позже поднимает чашку за ручку, с 10- открывает спрятанный кубик, прикрытый., 11- открывает коробочку, 11-12 месяцев высвобождает кубик, завернутый в бумагу, с 12- умело берет небольшую игрушку большим и указательным пальцами, переворачивает страницы в книге, пользуется ложкой, держит чашку при питье, а иногда и самостоятельно пьет из чашки.
Год- 1год 3месяца
Подражательная игра усложняется, становится отсроченной малыш начинает воспроизводить действия. Разученные ранее и дифференцированной ребенок действует дифференцированно; мяч катает, погремушкой гремит, крышку открывает, снимает.
Малыш начинает усваивать не только физические свойства предметов, но и их назначение ложкой едят. Кольца нанизывают на стержень., машину катают. Шапку надевают на голову- пытается приложить к голове, ботинок надевает на ногу. Что связано с дальнейшим совершенствуем простейших действий с предметами разной формы и величины. Совершенствуем координации движений рук под зрительным контролем. Обогащением цветовых ощущений.
1 год и 3 месяца – 1 год 6 месяцев; 1 год 6 месяцев- 1 год 9 месяцев
Появляется простая отобразительная игра; ребенок выполняет ряд действий, не связанных с сюжетом - малыш умеет куклу кормить, водить, качать, но делает это без сюжета (покормил куклу- бросил, занялся кубиками; через некоторое время вернулся к кукле- стал ее баюкать). Бросил, стал водить машинку. Причем в игре ребенок легко замещает реальный предмет другим или вообще предполагает наличие отсутствующего предмета (возит кубик вместо машинки, имитируя при этом звук мотора., баюкает кубик вместо куклы).
1 год 9 месяцев – 2 года ; 2 года 6 месяцев.
Наблюдается сюжетно-отобразительная игра. Ребенок начинает воспроизводить действия, связанные с сюжетом. Сначала он совершает всего два последовательных действия, например; (кормит куклу, раздевает ее и укладывает спать). В игре начинают отражаться социальные отношения (ласковое обращение с куклой или наказывание ее).
К 2 годам появляются параллельная игра; дети играют рядом, но не вместе, между ними не существует взаимодействия.
2года 6 месяцев – 3 года
Появляются элементы ролевой игры. Д. Б. Эльконин, выделил единицу игры- роль и связанные с ней действия по ее реализации. По его мнению. Содержанием развитой ролевой игры выступает не предмет, а отношения между людьми. Осуществляемые через действия с предметами;’’ так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходит через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. Ту именно роль и органически связанные с ней действия и есть единица игры.
В ролевой игре ребенок отождествляет себя или свою куклу с персонажем сказки, представляемой какой-нибудь профессии. С одним из родственников. С животным (я - доктор, я- шофер, я- собачка). Но ролевая игра не становится пока основным видом игры. Часто забывает ребенок о взятой на себя роли. Ролевая игра получает дальнейшее развитие после 3 лет- в дошкольном возрасте. Исполнение роли учит ребенка придерживаться определенных правил поведения. Что готовит его к обучению более сложным играм. Существует несколько типов игр; индивидуальные и групповые. Предметные и сюжетные, ролевые игры с правилами, и нередко встречаются смешанные типы игры; предметно-ролевые, сюжетно-ролевые. Сюжетные игры с правилами и т. п.
Среди игр особое место занимают игры с сюжетными игрушками. В которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых. Которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Знакомство с миром у малыша начинается с наблюдений, которые сопровождаются и направляются объяснением взрослых. Дополняются рассказами, чтением, рассматриванием картинок, наблюдения, чтение, рассказывание не воспринимаются ребенком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности- в игре. Ребенок размышляет над виденным и слышанным, и воспроизводит это, подражая взрослым. Действуя – играя. Такой способ освоения жизненных впечатлений, углубление знаний соответствует наглядно-образному мышлению. В игре ребенок приобретет новые знания. В игре ребенок задумывается над тем, что видел. у него возникают вопросы. Материалом для игры, определяющим ее содержание. Служит так же чувственное восприятие ребенка. В игре происходит обогащение. И переработка чувственного опыта. Знание поднимается на высшую ступень. Руководство игрой должно основываться на знании закономерности ее развития. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в том, что жизнь отражает в игре все полнее и реальнее. Мысли и чувства становится все более осознанными, глубокими, фантазия играющих делается богаче, средства изображения разнообразнее; игра приобретает все более целенаправленный характер. Появляется согласованность действий участников, договоренность, обдуманность.
Игра связана с обучением. Система дидактических игр впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру. Считая ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.
В создании современной системы дидактических игр отводится роль Е. И. Тихеевой. разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Дидактическая игра, изучением которой занимались многие специалисты. Некоторые считают эту игру лишь средством закрепления знаний. Полученных на занятиях. другие справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры. считают ее одной из форм обучения. Важным средством для образовательной работы 1 такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения. которые стоят перед школой и дошкольными учреждениями не только дать детям определенный объем знаний. Но и научить их владеть этими знаниями. Вооружить навыками умственной работы. Развивать активность. Самостоятельное мышление.
Ребёнка раннего возраста важно заинтересовать, тогда он игрушкой будет играть долго и капризничать будет меньше. Существуют правила показа игрушки:
Чаще используйте сюрпризные моменты (Неожиданное появление и уход игрушки). Это важно для пробуждения интереса и способствует поддержанию произвольного внимания. Стремитесь показать игрушки в действии, движении. Приёмы действенного показа обогащают впечатления, получаемые ребёнком, способствуют возникновению эмоций. Создают положительный настрой к игре. Ребёнок осваивает окружающие его предметы, игрушки, явления действенным путём – стремится взять заинтересовавшую его игрушку в руки, пытается её подвигать, погладить, бросить, попробовать на вкус. Не мешайте ребёнку осваивать игрушку, окрикивая «Это не так играют». Всё что имеет привлекательный вид, ребёнок будет играть с удовольствием, игрушки должны быть целыми, чистые, окрашенные в яркие цвета, на куклах должна быть красивая, яркая одежда. Если ребёнок занят игрой, дождитесь, когда он будет свободен, и тогда предложите ему поиграть, и порадуйте его новой игрушкой. В игре ребёнок считает вас напарником, товарищем, а не учителем и поэтому не требуйте, чтобы он выполнял задание, как хотите вы, игра должна быть окрашена эмоционально, интересной, весёлой. Разговоры с ребёнком, объяснять ему нужно бодро весело, ласково, стихи и потешки читать живо, выразительно, меняя интонацию, звонко, чётко имитировать голоса животных. Игра проводится утром и не более 10-15 минут. Не отбирайте у ребёнка его любимую игрушку.
Задача взрослого заключается в том, чтобы научить ребёнка наблюдать за окружающим, понимать смысл воспринимаемого, понимать и устанавливать взаимодействие между явлениями и действиями окружающего мира. Всё, что ребёнок слышит, видит, чувствует, отражается в его игре. Игра является для него важнейшим условием полноценного психического развития. В играх ребёнок учится действовать с игрушками и предметами, усваивает назначение предметов и обобщённые действия с ними. В игре развивается самосознание ребёнка, понимание речи и активная речь. Если содержание иры соответствует психомоторному и речевому уровню развития ребёнка и нравится ему, то игра доставляет удовольствие, приносит радость, создаёт комфортные условия для его существования. Для проведения игр вам понадобятся игрушки. Очень важно подобрать игрушки соответствующие возрасту ребёнка, - они не должны быть очень простыми, (тормозить развитие) но и не очень сложными есть игрушки универсальные: кукла, мишка, мяч, машина, кубики. Эти игрушки должны быть у каждого ребёнка, при составлении игры нужно учитывать возраст ребёнка и уровень психомоторного развития. Игрушки должны быть всегда на своих местах и желательно в красочных коробках, ящиках. Играйте, познавайте, наслаждайтесь процессом игры.
Буклет подготовила: воспитатель гр№1
Мелешко Людмила Николаевна.
Использована литература:
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина
«Мне купили игрушку»
«Воспитание и развитие детей от 3х – до 4х.»
Галигузова Л. Н. Л. Г. Голубева
«Лучшие развивающие и г р ы»
Башаева Л. В
«Развитие игровой деятел» Галигузова Л. Н.
«Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» .
Демина Е. С.