Наталья Игоревна Кошкина
Психологическое здоровье дошкольников в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в России специалисты различных сфер общественной деятельности все чаще озабочены проблемой психологического здоровья подрастающего поколения.
И от решения этой проблемы зависит состояние не только сегодняшнего, но и будущего населения нашей страны, его социально-психологические особенности и социально-демографическая структура на ближайшие 50 лет.
Темочки:
Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам взрослым надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками: Одна из основополагающих задач дошкольного образования на современном этапе развития общества - это организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.
В последние годы двигательная активность детей дошкольного возраста понижается. Они длительное время сидят при проведении с ними различных занятий, (рисованием, лепкой, не требующими активных движений. Все виды движения - одна из важнейших потребностей растущего организма, которая снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.
Дети, приходящие в первый класс, оказываются более подготовленными умственно, и менее - психически. Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, высокая тревожность – это только часть психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу. Но эти проблемы появляются у ребёнка задолго до поступления в школу.
Причины психологических проблем, мешающих не только школьному обучению, но и развитию личности ребенка следующие:
- разлад в семейных отношениях, (постоянная занятость родителей)который провоцирует психофизическое напряжение;
- плохое воспитание (нарушения в сфере детско-родительских отношений, которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах;
- медицинские факторы, (родовые травмы и так далее, которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.
В общении с детьми важно не сравнивать их друг с другом, не подчеркивать достоин-ства одного или недостатки другого, чтобы сверстник не становился для них средством самоутверждения. Успех товарища не должен воспринимается ребёнком как собственное поражение. Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития ребенка. Важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре, а воспитатели помогали им осознать ценности и установить приоритеты, стать терпимыми, испытывать меньше страхов.
В нашем детском саду для развития психологического здоровьядошкольников разрабатываются и реализуются индивидуальные и подгрупповые коррекционные программы по следующим проблемам:
- снижение гиперактивности;
- снижение тревожности, снятие страхов;
- развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;
- коррекция агрессивности и конфликтности
Если:
• Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
• Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
• Ребёнка хвалят, он учится стать благородным;
• Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
• Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
• Ребёнок растёт в терпимости и честности, он учится понимать других;
• Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
• Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
• Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире;
Признаки психического здоровья ребенка :
• способность справляться с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;
• чувство уверенности и доверия;
• формы проявления эмоций и поведения соответствуют ситуации и вероятным чувствам ребенка;
• достаточный диапазон чувств.
Признаки психомоторного неблагополучия у дошкольников :
• со стороны мышечного тонуса - сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность поз (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);
• со стороны походки ребенка — на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
• со стороны общей моторики — бесцельные, непродуктивные движения при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
• со стороны жестикуляции и мимики — вялая, бедная, маловыразительная, возможно гримасничанье или неподвижность лица;
• со стороны речи — невнятная, невыразительная, монотонная речь, возможны заикания.
Чтобы помочь ребенку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития, социальную ситуацию семьи и использовать полученные знания в области поддержания психического здоровья ребенка.
В своей работе я ставлю следующие задачи психологической поддержки детей :
• Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
• Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
• Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Эти задачи могут реализовываться на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья состоит из следующих этапов:
• Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
• Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
• Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.
Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей, высокая требовательность, уважение к нему (по A.C.Макаренко).
Рекомендации по формированию психологического здоровья детей в дошкольном учреждении
• Развивайте у детей эмоциональную сферу: способствуйте развитию у ребёнка правильности распознавания собственных эмоций и владения ими.
• Помогите ребёнку овладеть способностями распознавать чувства и эмоции других. Развивайте у ребёнка чувства эмпатии (сопереживания).
• Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!
• Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.
• Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение любой непредвиденной ситуации.
• Повышайте самооценку ребё нка: хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение.
• Научите детей относиться к себе с уважением.
• Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние.
• Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка.
• Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах.
Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества, которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей!
Список литературы:
1. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. - Самара: Изд. дом «Бахрах», 1999г.
2. Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. П., Чуткина Н. И. /под ред. Дубровиной М. В. /. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 2005 г.
3. Дружинин В. Н. Психическое здоровье детей. – Сфера, 2002г.