МААМ-картинки

Статья «К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы»

Оксана Веснина
Статья «К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы»
▼ Скачать + Заказать документы

К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Автор: Веснина Оксана Викторовна

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.

Публикация «Статья „К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы“» размещена в разделах

Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульенкова и др.). В них подчеркивается, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребенка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Безусловно, поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни, в формировании его личности. И мы согласны с точкой зрения таких ученых педагогов, психологов как, Е. И. Тихеева, Р. С. Буре, Г. Г. Петроченко, Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Е. Журова и др., отмечавших, что с переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста.

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада, начальной школы и семьи. Это обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В процессе деятельности детского сада можно выделить несколько направлений деятельности. Одним из них является организация взаимодействия дошкольной организации, начальной школы и семьи на этапе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.

Анализ научной литературы позволяет говорить о трех ключевых линиях работы по подготовке ребенка дошкольного возраста к начальной школе :

• общее развитие ребенка дошкольного возраста. К моменту перехода ребенка из дошкольной образовательной организации в начальную школу, ребенок должен достичь определенного уровня развития памяти, внимания и интеллекта;

• сформированность умений управления собой. Характеризуя ребенка дошкольного возраста можно отметить наличие у него яркого восприятия, неустойчивого, легко переключающегося внимания, наличие хорошей памяти, но управлять этими процессами в должной мере ребенок старшего дошкольного возраста еще не может. Особенностью является то, что событие, вызвавшее интерес ребенка, он может запомнить в деталях. В то же время ребенок абсолютно не может сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса. А наличие данного умения необходимо ребенку к моменту поступления в школу. Важно, чтобы у ребенка было сформировано умение вести себя не так, как ему хочется, а так как следует себя вести в конкретной ситуации;

• формирование мотивов, необходимых для дальнейшего учения. В детском саду необходимо сформировать ту глубинную действительную, глубокую мотивацию, которая выступит побудительной силой к приобретению новых знаний. Сформированность мотивов учения и положительного отношения к школе это важнейшая задача, стоящая перед дошкольной образовательной организации в подготовке детей к обучению в школе.

Вся деятельность педагогического коллектива, направленная на формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к школе, предусматривает решение трех ключевых задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

Взаимосвязь дошкольной образовательной организации и начальной образовательной организации обусловлено потребностями ребенка в первую очередь. Эта мысль находит свое отражение и в современной нормативно-правовой документации. Так, в Концепции непрерывного образования отмечается, что преемственность в деятельности ДОО и начальной школы должно стать одним из перспективных направлений деятельности. Преемственность должна прослеживаться на следующих уровнях:

- цели;

- задачи;

- принципы отбора содержания образования.

Помимо всего прочего должны быть четко обозначены психолого-педагогические условия, которые должны лечь в основу процесса реализации непрерывного образования на этапах детства.

Одним из ключевых направлений взаимосвязанной деятельности должно стать налаживание реального психолого-педагогического сопровождения процесса перехода ребенка из ДОО в начальную школу. Это позволит преодолеть не только уже существующие проблемы, но и работать над тем, чтобы их в дальнейшем не возникало.

Дошкольная образовательная организация и начальная школа должны составить единый план, включающий в себя деятельность в рамках двух ключевых направлений: совместная работа воспитателя детского сада и учителя начальной школы, а также ознакомление детей дошкольного возраста с начальной школой.

В рамках второго направления деятельности - ознакомление детей со школой – воспитатель детского сада должен наметить посещения группой детей начальной школы, в которой они, скорее всего, будут учиться. Лучше всего первую экскурсию провести в День знаний, 1 сентября, для того, чтобы старшие дошкольники смогли прочувствовать всю торжественность момента, получить яркие эмоции от первой встречи со школой. После посещения школы следует обсудить с детьми увиденное, поговорить о том, что их в следующем году.

Можно также посетить с детьми спортивный зал школы во время урока физкультуры и предложить детям понаблюдать за учениками. Следующим шагом может стать проведение физкультурного занятия в условиях начальной школы.

В конце учебного года провести беседу о школе может уже учитель, рассказав о планах на первый год их обучения в школе.

Следует отметить, что подобных мероприятий не должно быть слишком много, чтобы не убивать интерес ребенка к школе. Они должны наоборот поддерживать заинтересованность ребенка, оставляя возможность узнать еще что-то интересное позже. Но в то же время, необходимо добиться того, чтобы ребенок не боялся школы, не испытывал страха и тревоги.

Специфика планирования воспитательной работы в детском саду и начальной школе также должна быть известна воспитателю и учителю начальных классов. Это позволит планировать и в последствии определить тот уровень развития, которого ребенку необходимо достичь к концу дошкольного периода, чтобы без особых трудностей перейти и успешно адаптироваться в начальной школе.

Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Анализируя открытые уроки воспитатели детских садов могут посоветовать применять те или иные игровые приемы, различные виды наглядности для поддержания интереса у детей. Это будет также способствовать организации более тонкой учебно-методической преемственности между двумя образовательными организациями. Кроме того, подобны встречи могут служить прекрасным поводом для обмена информацией о педагогических новинках в области воспитания и обучения детей.

Таким образом, в процессе совместного анализа полученных результатов деятельности педагоги могут определить наиболее эффективные формы и методы работы, достигнуть взаимных соглашений о новых плодотворных формах сотрудничества. Педагоги, налаживая межличностное общение в дальнейшем могут помогать друг другу, передавая сведения о личностных особенностях того или иного ребенка, особенностях его характера, темперамента, состоянии здоровья и т. д. Это позволит педагогам выбирать те формы работы, которые дадут максимально больший эффект при работе с конкретным ребенком. На основании этого педагоги смогут также совместно разрабатывать программы, формы и методы работы с семьями, дети которых имеют некоторые трудности в адаптации к условиям школы.

Формы осуществления преемственности :

1. Работа с детьми :

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОО и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОО и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОО и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОО и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Ключевой фигурой в осуществлении преемственности работы ДОО и начальной школы являются педагоги этих образовательных организаций. Наличие между ними взаимосвязи, стремления помочь друг другу будет являться залогом успешной адаптации ребенка к условиям начальной школы.

Таким образом, начальная школа и ДОО – это первые ступени системы образования в РФ. Каждая из этих степеней решает свои задачи, но их объединяет общее стремление обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, позволяющее не только преодолеть возникающие у него трудности, но и обеспечить их профилактику.

На помощь педагогам должны прийти специалисты других областей знания: медицинские работники, психология, и конечно семья. Как главный институт социализации ребенка. Многоаспектность проблемы преемственности между детским садом и школой требует конструктивного диалога всех заинтересованных социально-административных групп и структур.

Список использованной литературы:

1. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. – Екатеринбург, 1994. – 230 с.

2. Виноградова, Н. Ф. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Шурова. – М. : Просвещение, 1992. – 16 с.

3. Гелло, В. А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к школе [Текст] // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста : сб. тр. – М. 1989. - С. 20-28.

4. Готовность к школе [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 1995. – 119 с.

5. Парамонова, Л. А. Дошкольное учреждение и начальная школа : проблема преемственности [Текст] / Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1997. -№ 4. – С. 97-105.

Публикации по теме:

«Сохранить память». Статья в городскую газету по вопросу патриотического воспитания. Сохранить память. Патриотизм-это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина –Россия. Любой из наших граждан может с гордостью сказать:.

Конспект родительского собрания «На пороге школы» в рамках семинара по преемственности между семьей, детским садом и школойКонспект родительского собрания «На пороге школы» в рамках семинара по преемственности между семьей, детским садом и школой Цель родительского собрания: Создать условия для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе, способствовать.

Сценарий выпускного из начальной школы Учитель: Дорогие ребята! Родители! Гости! Сегодня мы все немного волнуемся. Вот и настал день прощания с начальной школой. Четыре года назад.

Отчет по самообразованию «Организация взаимодействия педагогов — психологов по преемственности ДОУ и школы» Тема: Организация взаимодействия педагогов – психологов по преемственности МБДОУ – ЦРР – д/с «Мечта» и МБОУ «СОШ № 24» Основные задачи:.

План совместной работы по преемственности дошкольного учреждения и школы на 2016–2017 учебный год С сентября 2013 года с учетом вступления в силу нового закона "Об образовании" детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного.

Праздник «Осень» для учащихся начальной школы ПРАЗДНИК ОСЕНИ Цель: поддержать интерес учащихся к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение видеть красоту.

Сценарий новогоднего представления для начальной школы «Дед Мороз и инопланетяне» МОУ Загоскинская СОШ имени Зимина Сценарий новогоднего представления в начальной школе «Дед Мороз и инопланетяне!» Подготовила и провела.

Статья «К вопросу развития мышления младших школьников на уроках математики» Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,.

Урок мужества для учащихся начальной школы Помнят люди (урок памяти) Цели: 1) познакомить обучающихся с битвой за Сталинград; 2) способствовать воспитанию чувства уважения к людям.

Эссе «Мой диалог с наставником». Взгляд на проблему преемственности дошкольного отделения и школы В 2015 году я участвовала в конкурсе «Педагогический дебют – 2015». И на заочном этапе было задание составить эссе на тему: «Мой диалог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы»
Опубликовано: 11 января 2017 в 14:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Веснина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД