Ольга Чистякова
Изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность, включающая рисование,лепку и аппликацию, является едва ли не самым главным интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность- важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчёркивали многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи,учёные. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделения свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества,- обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Занятия по декоративному рисованию тесно связывают с ознакомлением с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство народной фантазии, мастерство, что способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремлении помочь друг другу. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией имеются все условия для осуществления задач трудового воспитания. Для создания изображения, подготовки материалов к занятию и уборки своего рабочего места требуется применение трудовых усилий. Часто бытует неверное мнение, что рисование, лепка и аппликация для детей лишь игра. забава. Однако без применения трудового усилия ребёнок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось окружающим. Художники подчеркивают, что создание картины, скульптуры требует постоянного упорного труда. В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребёнка бережное, уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить и беречь свои и других детей рисунки и лепку, ребёнок будет внимательно и с уважением относиться ко всему, во что вложен труд людей. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того, чтобы изобразить окружающее ребёнка (дерево, дом, человека и пр., ему необходимо иметь отчётливые представления о том, что изображается, надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположения, величину, цвет, уметь выделить общее т различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнение его частей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, синтез (объединения предметов по сходству форм, строения, цвета). Следовательно, изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения., синтеза, обобщения. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребёнка-дошкольника.