елена попова
Опыт работы «Пути реализации системы экологической работы в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Сыктывкарса муниципальнй бюджетнй учреждение
Челядьс 23 №-а видзанiн школадз велдан»
Из опыта работы
«Пути реализации системы экологической работы в группе».
2 младшая группа.
Составил: воспитатель Попова Елена Александровна.
Сыктывкар 2018
Публикация «Опыт работы „Пути реализации системы экологической работы в группе“» размещена в разделах
Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе.
Основной частью экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение за практической деятельностью по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые получает ребенок от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом.
В уголке природы помещены комнатные растения разных видов, за которыми дети не только наблюдают, но и принимают участие в уходе за ними (поливка, подкормка, рыхление почвы, протирание пыли с листьев). Уголок природы в группе служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. На удобном стеллаже находятся иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
Дети учатся самостоятельно работать с календарём природы, определять время года, часть суток, природные явления, которые характерны сегодняшнему дню.
Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Деревья», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Большое значение, как познавательном развитии, так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. Это может быть: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, серию предметных и сюжетных картинок, различные альбомы («Весна-красна», «Лето, ах, лето…», «Вот и осень…», «Домашние животные и птицы», «Будь природе другом!», «Экологический альбом» и другие, дидактические карточки «Правила поведения в природе», графические модели и пособия (панно «Лес», макеты «На бабушкином дворе», «Морские обитатели», книга «Круглый год»).
В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.
Экологические знания наши дети получают не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, в совместном труде с педагогами на участке детского сада, проведения экспериментальной деятельности и опытов, в изодеятельности, в играх и при решении логических задач, во время ухода за растениями. Также большая работа проводиться и с родителями наших воспитанников: консультации, беседы, конкурсы.
Беседы: «Птичья столовая», «Мусор в урне», «Береги лес от огня!», «Плачущая береза», «Покормим белочку».
Дидактические игры: «Назови части дерева», «Что где растет?», «Чей лепесток?», «У кого этот дом», «В лесу».
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, потешек:
Произведения В. Сутеева («Яблонька», «Кто сказал «мяу»?», «Цыплёнок и утёнок», «Под грибом», «Дядя Миша», «Хвосты» и др. ; «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый» С. Я Маршак, «Если на деревьях листья пожелтели» М. Ходякова; «Золотая осень» А. Барто, «Осень пришла» Е. Авдеенко, «В январе, в январе» С. Я Маршак, «Глянь-ка, мама, посмотри…» Е. Говоров, «Покормитк птиц зимой» А. Яшин, «Снежок порхает, кружиться» Н. Кононенко, Е., «Зима прошла» М. Клокова, «Голуби» И. Токмакова, «Галка» Е. Трутнева; потешки: «Водичка водичка», «Солнышко-вёдрышко», «Уж ты зимушка-зима» и др.
Художественное творчество
Аппликации: «Осенний букет», «Облака», «Снежинка».
Рисование: «Рябина», «Фрукты», «Снег идёт», «Дерево в снегу», «Вьюга»,«Птички», «Дождик», «Ручейки» «Солнышко», «Травка».
Лепка: «Гроздья рябины», «Улитка», «Овощи-фрукты», «Грибы», «Птичка».
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, альбомов
«Времена года», «Кошка с котятами», «Собака со щенком», «Петушиная семья», «Гуси», «Корова с телёнком», «Лиса», «Заяц», «»Медведи», «В лесу», «На лугу», «Цветы», «Насекомые», «Птицы», «Растения весной», «Зимние узоры».
Труд в природе (совместно со взрослыми)
Уборка участка от мусора, сухих и, сломанных, ветром веток, сучков; сбор сухих листьев, травы, цветов с клумб, семян, природного материала для поделок, изготовление простейших поделок из природного материала (кораблик из листочка, кукла из сухого цветка, сгребание снега к корням деревьев, укрытие многолетников на зиму, развешивание кормушек, подкормка птиц, высадка рассады цветов на клумбы, уход за ними.
Рядом с детским садом расположен лесной массив. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Знакомство с деревьями и кустарниками на участке детского сада, наблюдения за объектами неживой (солнце, облака, ветер, дождь, тучи и т. п.) и живой природы (растения, животные). Ежедневные наблюдения за погодой, за её явлениями и сезонными изменениями (осенью – учимся любоваться красотой осенних деревьев и цветов, необыкновенной раскраской листьев, великолепием осеннего ковра, листопадом, увидели первые заморозки, обратили внимание на постепенное похолодание, моросящие дожди, исчезновение насекомых, уменьшение количества птиц; зимой наслаждались первым снегом, любовались красотой снежинок, познакомились с природными явлениями такими как мороз, вьюга, лёд, иней, сосульки, обратили внимание на то, что солнце если и бывает на небе, то очень недолго и оно совсем не греет; весна – время пробуждения природы и здесь раздолье для наблюдений и открытий – это и первая капель, таяние снега, ручейки, набухание почек и появление листочков, первая травка и цветы, вдруг откуда-то появилось множество насекомых, звонкий птичий гомон приводит в восторг любого слушателя, буквально на глазах происходит преобразование природы, надо только помочь деткам всё это увидеть; лето – самых благоприятный и удивительный период для познания природы, окружающего мира и экспериментов.
Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей. Для родителей были приготовлены консультации, папки передвижки; собранна картотека экологических игр.
Такие традиционные акции как «Покормим птиц зимой», «Витамины на окне» способствуют не только развитию гуманного отношения к природе, желанию созидать, но и укреплению связей как между родителями и детьми, так и между воспитателями-детьми-родителями.
В итоге такой работы детьми были получены обширные знания в области экологии.
Продуктами нашей работы стали :
1. Выставка лэпбуков
2. Картотека экологических игр
3. Плакат «Береги природу», «Зимний лес»
4. Выставка «Птичья столовая»
5. Акция «Витамины на окне», «Покормим птиц зимой»
6. Календарь природы
7. Выставка «Птички у кормушки»
9. Дидактические игры