Людмила Юрьевна Бондарева
Использование здоровьесберегающих упражнений на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте
Статья
«Использование здоровьесберегающих упражнений на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте»
Учитель-логопед Бондарева Людмила Юрьевна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36»
г. Сергиев Посад
Эти упражнения подходят для разучивания и выполнения с детьми любого возраста – школьниками и дошкольниками.
Публикация «Использование здоровьесберегающих упражнений на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Все время применяя эти несложные упражнения, понимаешь их значимость и необходимость. Они легко и быстро устраняют усталость мышц, снимают напряжение глазных мышц, учат детей контролировать свою осанку. К таким упражнениям относятся :
- Подвижные игры речевого характера
- Смена поз во время занятия
- Упражнения для расслабления, снятия напряжения с мышц
- Ортопедические минутки
- Динамические разминки
- Зрительная гимнастика
- Дыхательные и голосовые упражнения
- Развитие мелкой и общей моторики
Подвижные игры с лексическим или грамматическим заданием
Самое печальное – это видеть уставших от долгого сидения за партами детей, опустившиеся плечики, сутулые спинки. Ведь даже мы, взрослые люди, не можем долго сидеть в одной статической позе. А что же ждать от ребенка, осанка которого не сформировалась? Ведь сутулость и нарушение осанки очень быстро приводят к нарушению дыхания, к нарушению работы внутренних органов, вообще. Изучая материалы о взаимосвязи правильного положения туловища и здоровья, я пришла к выводу, что необходимо как можно чаще в течение занятия задействовать детей в процесс движения. Используя лозунг «В движении – жизнь», я применяю подвижные игры с речевым содержанием. Ведь можно предложить задание: «Дополните слог до целого слова» традиционно, когда дети сидят за партами, а лучше его же провести в положении «Стоя» в игре с мячом. Так же проводятся игры типа «Подбери слово, противоположное по смыслу» и т. д.
Смена поз во время занятия
Часть заданий можно выполнять, расположившись в группе (кабинете) на ковре. Дети вместе с педагогом сидят кружком или в ряд в статических позах, которые формируют навык правильной осанки:
Поза «Сидя на пятках» (Др. название - «Сидя на коленях с прямой спиной»)
Это удобная поза для поддержания правильного положения спины, когда расслаблены плечи. Колени и стопы должны быть параллельны и все тела распределяется равномерно на правую и левую стороны. Дети садятся на колени, ягодичными мышцами упираются в пятки, руки свободно лежат на коленях. Взрослый проверяет осанку детей : «Спина прямая, плечики расправили, опустили и расслабили».
Поза «Лотоса» или «Сидя со скрещенными ногами»
Сесть прямо, скрестить ноги. Руки положить на колени ладонями вверх. Но если при таком положении рук трудно расслабить плечи, то руки положить, как будет наиболее удобно. Главное здесь – расправленные плечи и прямая спина.
Ортопедические минутки
Ортопедические минутки занимают очень мало времени, направлены на то, что ребенок постепенно заучивает в стихотворном виде эталон правильного положения тела и плеч, и это ведет к подсознательному, а затем и к сознательному воспитанию мотивации здоровья. Ортопедические минутки я использую на любом отрезке времени в занятии. Как только педагог замечает усталость у детей, видит, что кто-то из них перестает концентрировать внимание на задании, и у него начинают проявляться признаки охранительного торможения: двигательное беспокойство, попытки начать беседу с товарищем или, наоборот, «отсутствующий» взгляд, то самое время вмешаться. Это сигнал для педагога: срочно нужна динамическая разминка или ортопедическая минутка.
«Наши спинки, как тростинки,
А не как крючочки,
Знают это и сыночки,
Знают это дочки»
«Чем позвоночник прямее,
Тем ребенок здоровее»
«Спину ровно ты держи
И взрослым, и детям пример покажи»
«Спина горбатая
Верблюду лишь нужна.
У нас с тобой она всегда
Прямая быть должна»
«Что ты горбишь спину, зайка?
Обо всем забыл, зазнайка?
Посмотри на нас скорей:
Спиночку держи прямей»
«Кто здоровым хочет стать,
Спину должен выпрямлять»
«Спинки держим мы ровней,
Дышим глубже и бодрей»
«Вспомните, ребята,
Чуковского стихи:
«А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки».
Не будем, ребята, им подражать,
Спинки старайтесь ровно держать»
Педагог проговаривает один из стихотворных текстов, дети понимают, что у кого-то из них сейчас – неверная осанка, выравнивают положение плечиков и определенное время (у всех разное) контролируют свою осанку. Через совсем небольшой промежуток времени дети научатся подхватывать вслед за педагогом произнесение строчек. Это своего рода аутотренинг, для развития самоконтроля за осанкой. (Педагог может изготовить для себя картотеку ортопедических минуток и динамических разминок)
Снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса
Детям невозможно долго сидеть в положении «примерного первоклассника» : руки сложены перед собой на парте. При этом колоссальная нагрузка идет на шею и плечи ребенка. Чтобы снять напряжение с шеи, возможна такая посадка за партами:
- локти опираются на поверхность стола, кулачки подпирают подбородок
- подбородок опирается на сцепленные в замок пальцы рук
- кисти рук сложены друг на друга и поддерживают подбородок
Для того, чтобы расслабить мышцы шеи и плечевого пояса, провожу очень простые упражнения, занимающие минимум времени. Дети при этом даже могут не вставать со своих мест.
- Упражнение «Бабочка»
Руки согнуты в локтевых суставах, подняты вертикально вверх – это «крылья». Сведение и разведение предплечий перед грудью, касаясь ладонями друг друга. Руки опустить вниз и потрясти кистями. Терапевтический эффект: развивается сила грудных мышц, тренируется навык правильной осанки, снимается напряжение.
- «Руки в замок за спиной»
Заложить руки за спину. Поднять руки вверх, насколько сможете, не напрягаясь. Повторить несколько раз. Опустить руки вниз, потрясти кистями.
- «Мельница»
Кистями рук дотронуться до на плечевых суставов, вращать локтями по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Приятное чувство расслабления и отсутствие ощущения скованности в мышцах шеи и плечевого пояса позволит вам спокойно продолжить занятие.
Динамические разминки
Автор считает, что парадоксально динамические разминки называть динамическими паузами, так как пауза – это нечто замедленное, что-то вроде остановки. А ведь это время наполнено яркими положительными детскими эмоциями, движением, выбросом энергии. Динамические разминки в этом пособии очень органично вписываются в сюжет занятия, они – тематические. Другой вид разминок – это закрепление звучания изучаемого звука на слух с показом изучаемой буквы и с сочетанием движения по тексту (Используется текст «Озорной азбуки» Е. В. Рыбак)
Динамическая разминка: про букву «А» с движениями.
Вот какая буква А! (Взрослый показывает букву, расставляет ноги на ширину плеч,
Озорная буква А! дети повторяют движения)
Говорила: А-А-А. (Хлопки спереди, сзади туловища)
И шутила; А-А-А! (Изображают смех)
И смеялась: А-А-А!
Закалялась: А-А-А! (Руки согнуть в локтях, развести в стороны)
И плясала А-А-А, (Имитация танцевальных движений)
И стояла? А-А-А.
Вот какая буква А, (Взрослый поворачивает букву из стороны в стороны, шаг на
Озорная буква А! месте с высоким подниманием колена)
Зрительная гимнастика
Зрительная гимнастика тоже совпадает тематически с занятием. Для расслабления глазодвигательных мышц используется слежение за перемещением по группе игрушки животного, солнышка и т. д. Движение предмета, который показывает педагог, происходит по часовой и против часовой стрелки, по вертикали и горизонтали, с приближением к детям и удалением от них. Этой же цели служат зрительные символы на фронтальной стене кабинета. В конце упражнений – обязательное помаргивание обоими глазами (30 сек.)