Получи документы

Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста

ольга перефирьева
Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Неоценимую роль в этом оказывает русский народный фольклор. Фольклор – народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.

Ключевые слова : фольклор, малые фольклорные формы, потешки, колыбельные песни, прибаутки, скороговорки, пословицы, загадки

Темочки:

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Фольклор (англ. .folk-lore)-народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем [Яковлева Н. Н., 2011, с. 30]. Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, т. е вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти [Неганова Н., 1995, с. 9]. В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекают их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: «Сорока- ворона, кашу варила…», «Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки…». Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду, в период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. С помощью малых фольклорных форм легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходит скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей [Яковлева Н. Н., 2011, с. 30]. Используйте потешки и в пальчиковых играх с детьми. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы, укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например: «Наши уточки с утра: кря, кря, кря. Наши гуси у пруда: га, га, га. Наши курочки в окно: ко-ко-ко, ко-ко-ко». Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей, использую его как при непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в течении дня. В разные режимные моменты использую фольклорные произведения. Во время умывания - потешку «Водичка-водичка…»; во время причесывания - «Расти коса до пояса…». Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при этом исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей [Шинкарь Г., Новикова И., 1990, с. 8-9].

Фольклорные прибаутки - небольшое стихотворение из двух- четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя-коток, курочка-рябушечка. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус. Прибаутка это лучший способ развития, как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учиться согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество. Еще одна особенность скороговорки - ее сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи [Галанина Н. А., 2008, с. 32].

Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку. Напоминаем медлительному Саше: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Никита оделся неаккуратно, говорим: «Поспешишь - людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события.

Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка заключает в себе огромные возможности для обогащения словаря детей новыми словами, образными выражениями, помогает развитию понимания и формирования описательной речи. Доказательство отгадки формирует мышление и пояснительную речь ребенка [Галанина Н. А., 2008, с. 32]. Широко использую в своей деятельности загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для малышей ограничена их небольшим опытом. Это загадки, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода. Например, во время наблюдения за рыбками предложила следующую загадку:

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой

С камнями и песком на дне

И рыбкой золотой.

Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается, например: «На заборе сидит,

«Ку-ка-ре-ку» - кричит» или

«Под полом таится,

Кошки боится» или

«Маленькая, серенькая,

Живет в норке,

Любит корки»

Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений: «Весной вырастают,

Осенью опадают»

Но для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В интерьере группы должны присутствовать элементы декоративно-прикладного искусства: ширмы, панно, пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров [Бахвалова Н. И., 2008, с. 20]. В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и т. д. Также вместе с родителями связали шапочки для инсценировок сказок и потешек. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной рассматривают книжки, картинки с потешками, сказками, проговаривают отдельные слова и фразы. Дети очень любят играть в хороводные игры: «Мыши водят хоровод», «Колпачок», «Угадай, кто позвал» и др. В группе имеется большая подборка хороводных игр.

Таким образом, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. Малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика. – 2008. – Ноябрь. – С. 20.

2. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2008. – Июль. – С. 32.

3. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей//Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 9.

4. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста// Дошкольное воспитание. – 1990.– № 10. – С. 8-9.

5. Яковлева Н. Н. Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника// Дошкольная педагогика. – 2011. – Январь. – С. 30.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 января 2020 в 15:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ольга перефирьева (УИ 1355) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД