ольга перефирьева
Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Неоценимую роль в этом оказывает русский народный фольклор. Фольклор – народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.
Ключевые слова : фольклор, малые фольклорные формы, потешки, колыбельные песни, прибаутки, скороговорки, пословицы, загадки
Публикация «Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Фольклор (англ. .folk-lore)-народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем [Яковлева Н. Н., 2011, с. 30]. Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, т. е вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти [Неганова Н., 1995, с. 9]. В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекают их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: «Сорока- ворона, кашу варила…», «Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки…». Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду, в период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. С помощью малых фольклорных форм легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходит скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей [Яковлева Н. Н., 2011, с. 30]. Используйте потешки и в пальчиковых играх с детьми. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы, укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например: «Наши уточки с утра: кря, кря, кря. Наши гуси у пруда: га, га, га. Наши курочки в окно: ко-ко-ко, ко-ко-ко». Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей, использую его как при непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в течении дня. В разные режимные моменты использую фольклорные произведения. Во время умывания - потешку «Водичка-водичка…»; во время причесывания - «Расти коса до пояса…». Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при этом исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей [Шинкарь Г., Новикова И., 1990, с. 8-9].
Фольклорные прибаутки - небольшое стихотворение из двух- четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя-коток, курочка-рябушечка. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус. Прибаутка это лучший способ развития, как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учиться согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество. Еще одна особенность скороговорки - ее сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи [Галанина Н. А., 2008, с. 32].
Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку. Напоминаем медлительному Саше: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Никита оделся неаккуратно, говорим: «Поспешишь - людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события.
Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка заключает в себе огромные возможности для обогащения словаря детей новыми словами, образными выражениями, помогает развитию понимания и формирования описательной речи. Доказательство отгадки формирует мышление и пояснительную речь ребенка [Галанина Н. А., 2008, с. 32]. Широко использую в своей деятельности загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для малышей ограничена их небольшим опытом. Это загадки, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода. Например, во время наблюдения за рыбками предложила следующую загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой
С камнями и песком на дне
И рыбкой золотой.
Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается, например: «На заборе сидит,
«Ку-ка-ре-ку» - кричит» или
«Под полом таится,
Кошки боится» или
«Маленькая, серенькая,
Живет в норке,
Любит корки»
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений: «Весной вырастают,
Осенью опадают»
Но для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В интерьере группы должны присутствовать элементы декоративно-прикладного искусства: ширмы, панно, пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров [Бахвалова Н. И., 2008, с. 20]. В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и т. д. Также вместе с родителями связали шапочки для инсценировок сказок и потешек. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной рассматривают книжки, картинки с потешками, сказками, проговаривают отдельные слова и фразы. Дети очень любят играть в хороводные игры: «Мыши водят хоровод», «Колпачок», «Угадай, кто позвал» и др. В группе имеется большая подборка хороводных игр.
Таким образом, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. Малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика. – 2008. – Ноябрь. – С. 20.
2. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2008. – Июль. – С. 32.
3. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей//Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 9.
4. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста// Дошкольное воспитание. – 1990.– № 10. – С. 8-9.
5. Яковлева Н. Н. Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника// Дошкольная педагогика. – 2011. – Январь. – С. 30.