Смирнова Татьяна
Литературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие человека процесс далеко не простой, а также длительный и противоречивый. В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы.
Публикация «Литературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте постижение и усвоение родного языка как средства и способа общения является одним из важных приобретений ребенка. Детская художественная литература играет важную роль в процессе пополнения словарного запаса дошкольника. Беседа о прочитанном материале приучает ребенка к критическому анализу, воспитывает его нравственно, учит последовательной и связной речи, и, соответственно, пополняет словарный запас. Вследствие усовершенствованной речи ребенка его обучение в школе будет проходить успешнее.
Задачи словарной работы одинаковы для всех возрастных групп детского сада. Это единство объясняется общими психофизиологическими особенностями детского организма, малым опытом детей. Основные различия в словарной работе заключаются в её содержании, то есть в объеме, перечне тех слов, которые воспитатель отбирает в конкретной возрастной группе для специального педагогического процесса.
Пополнение словарного запаса может происходить за счет:
- наблюдения за окружающей действительностью (природой, игровой деятельностью детей, общественной жизнью в целом);
- общения с взрослыми людьми и другими детьми (совместная деятельность, беседы);
- речи взрослых - дети подражают всему, что слышать и тем самым заимствуют в свой лексикон слова и их употребление у взрослых;
- художественная литература, чтение которой должно сопровождаться анализом и обсуждением прочитанного текста, работой над языком произведения.
Основные методы словарной работы :
- непосредственное наблюдение окружающей действительности. Непосредственное наблюдение — целенаправленный, заранее продуманный воспитателем процесс восприятия детьми натурального, живого объекта.
- демонстрация картин. Данная методика очень тесно перекликается с методикой наблюдения. Слушая пояснения воспитателя, при этом смотря на картину, у детей волей-неволей пополняется словарный запас. Специфика показа картин состоит в том, что значительное место отводится объяснению новых слов, при этом сравнивая их с уже известными детям словами.
- чтение художественных произведений. Художественное произведение в чтении воспитателя является важным средством развития словаря детей. В детском саду употребляется выразительное чтение, при котором детей учат пониманию смысла читаемого, расширяют их кругозор. Особенно бережно надо объяснять образные выражения в стихах, чтобы не нарушить художественность произведения.
- дидактические упражнения, игры, пословицы, поговорки, фразеологизмы также являются источниками приобретения новых слов детьми.
Педагогу обязательно нужно учитывать особенности детей представленного возраста, чтобы слова прочно усвоились детьми, а главное - правильно.
Раньше в домах были для детей так называемые «сказительницы», которые рассказывали сказки и пели песни, ими могли быть и мамы, и бабушки. В XVII веке впервые для детей стали специально писать произведения. Со второй половины XVIII века началось широкое развитие литературы для детей. В ее формировании принимают участие уже известные русские писатели, такие какМ. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин. Но стоит отметить, что в основном детская литература заимствовалась из Франции.
Вообще «детская литература» достаточно широкое понятие. Ведь в нем содержатся и сказки, и рассказы, и повести, и стихи для разновозрастных детей. Задача этой литературы – это воспитание, обучение и образование детей с помощью языка художественных образов
Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.
Детям нужно читать даже тогда, когда он уже умеет сам, потому что у них есть потребность в простом прослушивании произведения. Родителям или педагогу обязательно нужно разбирать прочитанное произведение с детьми, задавать вопросы об услышанном ими, уточнять, в общем, выяснять, что понял и извлек для себя ребенок. Очень важно беседовать с ребенком по содержанию текста в произведении. Это приучит дошкольников делать анализ сути текста, поможет развитию связной речи, пересказу, дети смогут научиться характеризовать героев произведения, а также выражать свое мнение и отношение к происходящему в произведении и, в конце концов, такая беседа закрепит в словаре ребенка новые слова и активизирует их. В результате такого плотного общения с книгой к школе ребенок будет иметь необходимый уровень развития словаря, а также начнет разбираться в грамматических формах своего родного языка.
Художественная детская литература учит детей разбираться в эмоциях и чувствах, сопереживая героям. Вследствие этого, ребенок будет подмечать настроение своих близких людей и окружающих. А также сможет сполна выражать свои чувства и эмоции в словах, порой даже цитируя что-то из простенького литературного произведения.
Введение в широкий литературный мир происходит с малого - с потешек, сказок, песенок. Особенностью таких фольклорных произведений является моральная направленность речи, живой народный юмор, его образность. Это все не зря, ведь народ всегда был превосходным учителем для людей последующих поколений, особенно, для детей. В таких произведениях множество звуков, которые сначала трудно произнести даже взрослому, слова зачастую с очень похожими звуками и произносятся рядом. Хорошим лекарством против лени ребенка, упрямства и трусости являются благожелательные «подтрунивания» с легким юмором считалок, различных дразнилок и подобного. Они привлекательны для детей своей рифмой, слогом, смыслом и прочим.
Сказочный мир художественной литературы вовлекает детей, предоставляя возможность пофантазировать, воображать, возможно, даже ребенок захочет переделать что-то в сказке, тем самым сочиняя свое новое произведение. Любовь к сказке возможно даже, когда-нибудь отразится на выборе профессии ребенка.
Есть еще один бесценный жанр народного творчества - это загадки. Они прекрасно несут в себе описательные характеристики предметов и явлений окружающего мира. Дошкольник увидит в них многозначность слов, переносный смысл слова. Наподобие существующих загадок, дошкольники составляют свои загадки, так же пытаясь описать прилагательными, глаголами, сравнить с существительными. Все это развивает их словарь, ведь сначала всегда трудно, а затем, легко дается подбор нужных и правильных слов, учатся выражать свои мысли. Такие мыслительные действия детей всегда должны поощряться.
Отношение народа к явлениям и предметам окружающего мира передаются через поговорки и пословицы. Они насыщены эпитетами, сравнительными оборотами, несут в себе различную интонационную окраску, например, веселую или грустную, грубую или же нежную. Через поговорки и пословицы дети также могут высказывать свои эмоции, чувства и мысли более выразительно.
Для речевого и звукового развития детей отлично подходят народные песенки, с которыми дети знакомятся еще в младенчестве через колыбельные. Формирует фонематических слух напевное произношение звуков, слов, медленный, приятный темп, слова легко запоминаются благодаря неоднократному повторению.
Использование педагогом литературной сказки способствует реализации несколько важных функций.
Во-первых, это познавательная функция.
Именно благодаря чтению книг, дети открывают для себя чудесный мир, который они еще ничего не знают и никогда не видели. С помощью книг расширяются естественные границы познания. Читая с малышом, взрослый помогает ему узнать о том, что, возможно, ребенок никогда не увидит.
Во-вторых, воспитательная функция.
При чтении сказки родители или педагоги начинают от простых элементарных образов, постепенно усложняя произведения. Этот процесс помогает ребенку изучать правила жизни в обществе и коммуникацию с окружающими его людьми. Зачастую, хорошая книга может помочь взрослому человеку объяснить ребенку те вещи, которые сам он не смог бы точно сформулировать. Порой книжные герои и их действия, поступки, слова исподволь помогают малышу усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять по указке родителей или наставников.
В сказках присутствует огромный потенциал для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
Последнее время в дошкольных образовательных учреждениях все больше при развитии и воспитании малышей используется сказкотерапия. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов.
Во время путешествий по сказкам, дети получают навыки социального характера, приобретают элементы мудрости и накапливают знания о мире.
Сказка содержит в себе нравственные устои: добро побеждает зло, лень высмеивается, жадность осуждается, ценится ум, находчивость, доброта и пр. Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Например, Иванушка-дурачок, который притворился, что не знал, как садиться на лопату. Данный сюжет показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях, ребенок, слушая сказку, понимает, что в жизни случаются моменты, когда нужно быть смелым. Волшебные сказки являются источником восстановления душевных сил. Сказка обладает силой внушения. Также она готовит к взрослой жизни.
Воспитатели должны систематически читать и рассказывать русские народные сказки. Чтение художественных произведений лучше всего для более глубокого восприятия сопровождать показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций – это очень важный момент. Рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги для детей подбираются выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Во время чтения помогает улыбка взрослого, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Привив у ребёнка любовь к чтению, воспитатель не только обеспечит постоянный источник пополнения словарного запаса, но и поспособствует развитию навыков грамотного письма.
Педагоги используют разные виды сказок для достижения желаемых результатов. Например, развивающие и обучающие сказки позволяют ребенку накопить опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях.
Если речь идет о народных художественных сказках, то они способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержке, сопереживанию, сочувствию, долгу, ответственности и прочим.
Также сказки могут быть диагностическими. Данный вид позволяет определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
Роль детских сказок в развитии детей трудно переоценить.
Лучше всего читать детям сказки как можно чаще и как можно дольше: стоит помнить о том, что сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.
В завершении отметим, что взрослые должны оценивать значимость художественной литературы и ее положительное влияние на развитие лексикона старших дошкольников. Ведь литература - это залог отлично развитой речи ребенка, которая впоследствии повлияет на всестороннее развитие малыша, что в свою очередь, безусловно, скажется на высокой степени успеваемости в школе.