Надежда Новожилова
Игровые технологии, направленные на снятие психо-эмоционального напряжения в период адаптации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
В своей профессиональной деятельности я использую методы и технологии, которые направлены на успешное протекание адаптационного периода, на снятие психоэмоционального напряжения, а так же на то, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду стал интересным, радостным и насыщенным.
Публикация «Игровые технологии, направленные на снятие психо-эмоционального напряжения в период адаптации в ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Картотека игр в период адаптации.
Игра «Колючий ежик»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.
Оборудование: массажный мяч.
Ход игры:
Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:
«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»
Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.
Упражнение «Дышим животиком»
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.
Игра «Бабочки на весеннем лугу»
Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.
Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.
Ход игры:
А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:
Мы — бабочки весенние,
На листиках сидели
(ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул — полетели
(встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели
И на землю тихо сели
(садится на корточки, замирает).
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял
(встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил
(кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).
Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.
Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.
Ход игры:
Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и успокаивает. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями, с которыми выполняются различные упражнения. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.
Игра «Разговор с игрушкой»
Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.
Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.
Ход игры:
Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки.
Игра «Рисунки на песке»
Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».
Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.
Ход игры:
Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться:
• руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;
• песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;
• из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.
Игра “Большие – маленькие”
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Ход игры:
- Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажите ему, какие вы сейчас большие.
Дети встают в полный рост.
- А теперь, покажите, какие вы были маленькие.
Дети приседают на корточки;
- А какие вы будете, когда станете взрослыми.
Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.
Игра “Покачай малыша!”
Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.
Ход игры:
Педагог приносит куклу и предлагает по очереди покачать ее на руках, приговаривая вместе с педагогом:
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка не лай
И в гудочек не гуди;
Нашу Лялю не буди.
Игра “Подари любовь и тепло”
Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.
Ход игры:
Педагог приносит солнышко в корзинке и предлагает детям по очереди подержать его на руках. Дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.
- Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше. И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку.
Кроме того, в своей практике я использую такие игры как:
1 группа Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений:
«Иди ко мне»
«Пришел Петрушка»
«Хоровод»
«Покружимся»
«Солнышко и дождик»
«Мячик»
«Игра с собакой»
«Клубочек»
«Секрет»
«Парочки»
«Доброе животное»
«Раздувайся пузырь»
«Лови-лови!»
«Чей голосок?»
«Под зонтом»
«Зайка»
«Еле-еле, еле-еле».
2 группа Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком
«Найди игрушку»
«Чьи вещи?»
«Как пройти?»
«Прячем мишку»
«Собираем игрушки»
3 группа Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).
«Дождь»
«Лягушата»
«Расскажи стихи руками»
«Овощи отдыхают»
«Звери и птицы спят»
«Солнечные зайчики»
«Чудесные камешки»
«Кто в кулачке»
«Игра с кистями рук»
«Мы топаем ногами»
4 группа Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.
«По кочкам»
«Покатаемся на лошадке»
«Дуем на что-нибудь…»
5 группа Уговорушки.
6 группа Фольклор в разные режимные моменты в повседневной жизни малыша
Индивидуальный подход к каждому ребёнку, создание в группе здоровой атмосферы, расположение к себе родителей, которые должны понять, что их дети в надёжных руках – является также важным фактором в период адаптации детей к ДОУ.
Игры на снятие психоэмоционального напряжения, в комплексе с другими технологиями и методами, например, такими как: релаксации, создание в группе коллекций любимых игрушек, использование технологий «Сказкотерапия», «Музыкотерапия» и др., позволяет добиться того, что у большинства детей период адаптации протекает благоприятно.
К этому выводу я пришла, проанализировав, работу за весь период адаптации в группе «Жемчужинки». Результат был положительным.