Резида Заннятова
Мастер класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в работе с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Своё выступление мне хочется начать с высказывания:
«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание стоит уделить внедрению игровых технологий.
Публикация «Мастер класс для педагогов ДОУ „Игровые технологии в работе с родителями“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным и увлекательным. Перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения часто докучает родителям. А игра органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Именно поэтому я приняла решение рассмотреть тему мастер класса : «Использование игровых приемов в работе с родителями».
Цель мастер класса : передача практического опыта работы по улучшению качества индивидуального и группового общения с родителями воспитанников, посредством применения к ним метода игровых приемов, как средства развития их коммуникативной компетентности.
Задачи:
• Формирование и развитие у воспитателей навыков в организации и проведении эффективной работы с родителями, посредством игровых приемов.
• Вовлечение участников мастер класса в обсуждение данной проблемы.
Понятие "игровые технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Структура любой технологии следующая :
- игровая задача
- правила
- деятельность
- результат
Игровым технологиям присущи следующие особенности:
свободная развивающая деятельность;
творческий характер деятельности (импровизация);
эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания).
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
1. развлекательную (основная функция игры -- развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес);
2. коммуникативную;
3 терапевтическую: преодоление различных трудностей;
4. диагностическую: самопознание в процессе игры;
5. коррекционную;
6. функцию социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Только, прибегая к помощи игровых технологий, необходимо помнить, что игра - это не самоцель, а средство повышения коммуникативной культуры и духовного единения участников воспитательного процесса.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, позволяющие предстать родителям активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Их можно использовать как на родительских собраниях, так и при других формах организации встреч с родителями.
По содержанию игры можно подразделять на:
- Игры-разминки, игры-знакомства.
- Игры на снятие тревожности.
- Игры на определение лидерства.
- Игры на сплочение.
- Игры на укрепление семейных традиций.
- Игры в детско-родительской паре.
- Игры-размышления, проблемные ситуации.
Приветствие
Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:
• Сказать дружно друг другу “Привет!;
• Стукнуться кулачками;
• Потереться спинками;
• Обнимаемся.
Упражнение Апельсины
Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины». Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Помириться руками.
3. Выразить поддержку с помощью рук.
4. Пожалеть руками.
5. Выразить радость.
6. Пожелать удачи.
7. Попрощаться руками.
Таким образом происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение: Что было легко, что сложно? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
«Гусеница»
Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
«Сердце семьи»
Ведущий вывешивает на стенде изображение сердца и сообщает: «Это сердце счастливой семьи. Перечислите, пожалуйста, сокровища счастливой семьи» Участники (члены одной семьи) договариваются и записывают на стикерах, что, по их мнению, необходимо поместить в сердце счастливой семьи. Участники прикрепляют стикеры на «сердце счастливой семьи». Обязательно зачитываются все ответы. Проводится анализ игры.
«Живая картина»
Командам раздаются иллюстрации известных картин. Им необходимо изобразить ее так, чтобы картину узнали.
1. «Три богатыря»
2. «Аленушка»
3. «Иван –царевич на сером волке»
4. «Тройка»
Упражнение "Три зеркала"
Родителям предложили в первом зеркале нарисовать себя маленькими и испуганными, во втором-большими и веселыми, в третьем-счастливыми. (Зеркалами послужили обыкновенные листочки белой бумаги, овальной или круглой формы).Спросили у родителей :
- В какое зеркало чаще всего хочется смотреться?
-В каком зеркале вы более симпатичнее?
-На кого вы больше всего похожи в том или ином зеркале?
Столько увидели улыбок на лицах родителей. Это упражнение, я считаю служит для снятия эмоционального напряжения, усталости от трудного рабочего дня.
Игра "Строим башню"
Для игры можно предложить любые предметы. Мы предлагали и бутылки, и коробки. Очень интересно проходит, когда предлагаешь соломинки для коктейля. Родители делятся на подгруппы. Каждая подгруппа получает одинаковое количество предметов и задание-построить как можно более высокую и устойчивую башню. Победителем становится та группа, чья башня самая высокая и прочная. Основная цель данной игры: "Как научить ребенка быть внимательным?"" В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?"
«Добрые дела»
Предметы: семечки подсолнуха, цветок, лист бумаги и фломастер, сломанная игрушка, порванная книжка.
- какие добрые дела можно совершить используя эти предметы (показывать по одному предмету).
Вывод: очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Народная мудрость гласит: «Если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит он как человек состоялся»
«Волшебная палочка» :
Существует множество вариантов эстафет с общим названием «волшебная палочка» (в своё время сконструированных А. П. Ершовой). «Родительский» вариант заключается в следующем. «Волшебную палочку» — карандаш, линейку или зонтик — родители будут передавать друг другу по кругу. При этом им нужно будет назвать (без повторов) какое-либо качество личности или черту характера (добрый или злой, послушный или невоспитанный и т. п.).
Первый кон — по эстафете родители называют любое положительное качество. Если кто-то замешкался или запамятовал, то соседям можно подсказывать! Обычно на втором-третьем круге открывается второе дыхание. Поэтому воспитателю не нужно спешить: пусть «волшебная палочка» пройдет несколько кругов. У присутствующих от этого интерес только возрастет.
Второй кон — теперь называются качества отрицательные. И опять несколько кругов.
Третий кон — вместо «волшебной палочки» в руки дается кусочек мела. Каждый родитель подходит к доске и слева записывает на ней одно из прозвучавших отрицательных качеств, а справа — одно из положительных.
Когда эстафета с мелком закончится, звучит команда: «Все встали!» Так начинается четвертый кон.
Теперь, стоя, нужно сообразить, какое из отрицательных качеств (из тех, что на доске слева) можно переделать («кажется, я знаю как») в одно из записанных справа положительных. Сообразив, нужно подойти к доске и стрелкой соединить эти качества, поставив рядом со стрелкой свои инициалы. Например, кто-то выбрал лень и понял, что из перечисленных качеств знает, как переделать ее в воспитанность, и соединяет их стрелкой. Другой родитель, облюбовав, скажем, все ту же лень, соединяет ее новой стрелкой с сообразительностью. И т. д.
Теперь любой родитель, для кого это отрицательное качество их ребенка доставляет много хлопот и огорчений, может обратиться к авторам стрелок за помощью, разъяснениями и консультациями.
Содержание пятого кона — взаимные консультации родителей по воспитательным проблемам. Воспитателю остается только похваливать инициативных и записывать тупиковые проблемы, чтобы затем в библиотеке поискать соответствующую литературу. И для себя, и для заинтересованных родителей.
Игра "Какой он – мой ребенок"
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Ладошки приклеиваются на ватман. Подводится итог. Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.
Упражнение «Вавилонская башня»
Использовать ватман, маркеры и заблаговременно подписанные листики с заданиями. Цель – обучение взаимодействию в команде, приобретение навыков невербального общения. Запрещается использовать голос в любых проявлениях и показывать друг другу индивидуальные листики. Все участники делятся на три группы, по несколько человек (в зависимости от количества). Каждый получает задание на листочке, который никому не показывает. Задача: нарисовать единую башню отдельными элементами. Например, один должен нарисовать контур, другой – окна башни, третий – флаг, четвертый – раскрасить и т. д. В результате должна получиться связная логичная картинка. Обсуждение. Что оказалось самым трудным, кто именно не справился с заданием и почему?
Упражнение “Плодородный сад”
На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции, на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?
Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.
Роль игры и игровых технологий в формировании активной позиции родителей невозможно оценить и исчерпать развлекательно-рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь отдыхом, развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в жизни.