Виктория Филиппова
Консультация «Играющий ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Любимое время препровождение и главное занятие ребенка в дошкольном возрасте – это игра. Раньше он мир осваивал и покорял, теперь он его обыгрывает. Кажется, нет ничего такого, что ребенок не мог бы использовать для игры или фантазии. Из листьев у него получаются тарелки, из покрывала – дом, из узоров на обоях – волшебные тропы из сказки. Ребенок играет в игрушки и неигрушки, играет со словами и образами, играет с родителями и в самого себя. Проснувшись утром, он может сказать, что он – тигренок, и Вам придется быть мамой – тигрицей и папой – тигром, причем полоски не обязательны, а вот рычать придется. Он может завести себе невидимого друга, играть с ним и разговаривать, немного пугая родителей своей верой в эту выдумку. Ребенок может играть : со своими пальцами, изображая из них динозавриков; с облаками, угадывая в них слонов и зайцев; с листом бумаги, смастерив из него кораблик. А уж такие вещи как: палка, мяч, стеклышко, камешек, веревка, кусочек мела или угля /глины/, лужа или гора песка способны породить сотни самых разных игр у ребенка.
Темочки:
При всем своем многообразии в играх дошкольника есть одно общее: они почти всегда основаны на такой мыслительной операции, как «присвоение предмету друго значения», введение его в роль. Например, палка становится мечом, перевернутый стул – танком или кораблем и т. д.
Двухлетка играет с кубиком как с кубиком, ему нужно научится с ним манипулировать, заставить вставать на нужное место и не падать. Он играет с предметом как с таковым, но ближе к трем годам он везет кубик по ковру и говорит: «Рррррр», и это уже не кубик, а трактор, - значит, процесс пошел. Ребенку дается дошкольное детство, чтобы способность присваивать значения и вводить в роль была освоена и непрерывная ролевая игра помогает ребенку совершенствовать эту способность.
Мир современного ребенка наполнен фильмами, компьютерными играми, предлагающие готовые сценарии и картинки, не дающие возможность придумывать и прорабатывать образы, роли и сюжеты самостоятельно. Сегодня родители, покупая и оплачивая «развивающую методику», начинают требовать и ждать от ребенка результат. Вместо того, чтобы просто почитать ему сказку, поиграть в то, во что он сам захочет, порисовать вместе смешные картинки, испечь пирог, повозиться с цветами, они усаживают ребенка перед собой и «приступают к занятиям». И сердятся, что он отвлекается, не хочет, ноет. Все это очень грустно, потому что идет против естественных задач развития в этом возрасте и совсем не способствует его лучшей учебе в будующем.
Самое же печальное, что вся эта суета с занятиями, если родители относятся к ним не как к разновидности игры для удовольствия, а неприменно ждут результатов, ставит под угрозу саму привязанность, отношения с родителями. Озабоченность «развитием» дает ребенку понять, что он сам не так нужен, важны его успехи, важно как он читает, говорит по-английски или катается на коньках «змейкой».
Некотрые дети вообще приходят к выводу, что «заниматься» - это единственное возможное времяпрепровождение с родителями. Все остальное родителям не интересно, только развивать, обучать, объяснять. Хочешь получить внимание мамы хоть на полчас в день – изображай интерес к занятиям. Потом мама рассказывает, что «ее ребенок с удовольствием занимается, и даже сам просит». Еще бы. В таком возрастек ребенок обычно не способен сопративляться, он будет стараться нравится родителям. А заодно обучаться тому, что ты сам, твои желания не важны, важен результат, достижение, успех, место в конкурентной борьбе.
Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в дошкольном возрасте, - не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечен. Не стремиться «занять» ребенка – пусть поскучает, пусть не спеша понаблюдает за муравьем или покидает камешки в пруд.
Это не баловство, не пустое времяпрепровождение, - это таинство развития.
Роза не станет краше, если Вы расковыряете бутон, все произойдет само по себе. Для этого ничего специально делать не нужно – если хватает воды и света, в положенное время она раскроется. Для ребенка в роли воды и света – защита и забота.
В дошкольном возрасте ребенку важно знать, что он любим, что нравится своим родителям, что он «хороший». Просто радоваться ему, любоваться им, получать удовольствие от совместно проведенного времени, - это и есть самый лучший вклад в развитие ребенка.