Елена Шеховцова
Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная организация жизни ребенка в дошкольном учреждении позволяет формировать у него положительное отношение к детскому саду. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему по средствам игр. (Печора К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста Раннее детство : познавательное развитие – М. : Мозаика Синтез, 2004.- 38 с.)
Публикация «Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Чтобы создать комфортные условия для адаптации и улучшить эмоциональное состояние детей необходимо переключать внимание малыша на игровую деятельность, которая приносит ему удовольствие, радость и внутреннюю свободу.
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация это сложный процесс, который происходит на разных функциональных уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.
Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны воспитатели. (Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медицина, 2007. – 304с.)
Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу. По средствам игры адаптация у детей в раннем возрасте проходит намного легче и лучше.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами.
Необходимым условием для создания благоприятных взаимоотношений воспитателя и ребенка является сотрудничество. Навыки общения со взрослыми и сверстниками, являются существенным фактором, влияющим на адаптацию ребенка к детскому саду. Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими.
Создать максимум условий для того, чтобы ребенок как можно более безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям детского сада это главная задача воспитателя. Если не будет организованного общения и игровой деятельности вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Воспитатель должен постараться установить контакт с ребенком в первые же дни. Прежде всего, ему необходимо изучить индивидуальные особенности психики каждого ребенка: одни дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержанны, нетерпеливы, суетливы. Другие дети медлительны, не сразу включаются в образовательную деятельность, игру.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель составляет план образовательной деятельности, где планирует разнообразные формы работы : игры-развлечения, игры-релаксации, игры с элементами музыки с использованием самодельных шумелок, дидактические и подвижные игры и игры с элементами устного народного творчества, хороводные игры. Необходимо учитывать все режимные моменты и использовать игры для успешной адаптации поэтапно. В группе раннего возраста должна находиться большая кукла Катя, которая будет разделять с детьми положительные и отрицательные эмоции, служить примером для подражания и являться образцом поведения. И педагог от лица этой куклы Кати общается с детьми.
Для того чтобы адаптация прошла постепенно и успешно необходимо с самого прихода ребенка в группу организовать правильно встречу с другими детьми и новым местом. Педагогу необходимо встречу обыграть сразу у дверей группы. Воспитатель может использовать игру «Разговор с игрушкой» (Наденьте на руку перчаточную игрушку. На пальце ребенка пальчиковая игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и так далее. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.) и «игру-Приветствие» (дети, подражая взрослому, приветствуют друг друга словами - здравствуй, привет; мимикой и пантомимой - кивок головы, улыбка, рукопожатие, обнимание.)
Перчаточная кукла встречает и зовет малыша и родителей посмотреть и поучаствовать в хороводе. Ребенок с родителями приходят в сад с заранее приготовленной дома музыкальной игрушкой-шумелкой, заходит в группу и становится в хоровод. Дети очень хорошо их воспринимают.
(Матрешки – хороводная игра)
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом. дети ходят по кругу, держась за руки.
Сели, присаживаемся
Встали,
встаем
Себя показали.
Себя показываем
Попрыгали, прыгаем
Потопали топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем.
или просто танцуют под веселую детскую музыку. Далее педагог обращает внимание детей на большую куклу Катю, чтобы дети поздоровались с ней. В это время родители покидают детский сад. Кукла Катя предлагает детям сходить в ванную комнату, где педагог сопровождает действия детей народными играми – потешками. («Водичка, водичка…»). Основная цель использования потешек - показать детям красоту русского языка. С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. Кукла Катя предлагает детям сесть за столы и позавтракать. Педагог использует в режимных моментах народные игры потешки. («Утка-утенка, Кошка – котенка, Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», Потещки для тех, кто плачет или шумит:
Не плачь, не плачь детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки-
Для …. потешки.
Если будешь плакать
Дадим худой лапоть. (Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» практическое пособие Воронеж 2006 г с. 175)
Ознакомление с природой или природными явлениями у нас проходит на занятиях, прогулке, праздниках, развлечениях. (Потешки «Дождик, дождик полно лить малых детушек мочить», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко, ждут тебя детки, ждут малолетки».) В течении дня играем с детьми в подвижные и малоподвижные игры: Пузырь.
Задачи: Закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.
Описание игры: Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Одновременно с этим все постепенно расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп». Можно после слов «лопнул пузырь» предложить детям, по - прежнему держась за руки, двигаться к центру круга, произнося: «ш – ш - ш». Малыши вновь надувают пузырь, отходя назад, образуя большой круг.
Произносить текст надо медленно, чётко, привлекая детей к повторению слов за воспитателем. Вместо четверостишия можно произносить звуки, имитирующие надувания шара: «пф-пф-пф». Когда шар лопнет хлопнуть в ладоши и присесть.
Самолёты.
Задачи: Упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.
Описание игры: Дети сидят на стульях, расположенных на одной стороне группы. Воспитатель делает вращательные движения рук перед грудью и произносит: «р-р-р», показывает, как завести мотор у самолёта. Затем обращается к детям: «Встали, приготовились к полёту, завести моторы!» Все повторяют движения рук. По сигналу «полетели» дети разводят прямые руки в стороны (крылья у самолёта) и бегают в разных направлениях по группе. По сигналу «на посадку» все направляются к своим стульям и садятся на них. Игра повторяется.
Воспитатель сначала показывает движения, а затем все игровые задания выполняет вместе с детьми.
Для воспитания дружелюбия используем подборку стихов: «Азбку доброты и вежливости».
Используем игры, направленные на эмоциональную разрядку.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем» В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой большими пуговицами, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними : взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; собрать одной рукой, например, пуговицы крупного размера, а другой – камушки; приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.
Очень любят дети пальчиковые игры, способствующие развитию мелкой моторики, Такие как «Моя семья»
Этот пальчик – мамочка, загибаем поочерёдно пальчики
этот пальчик – папочка,
этот пальчик - бабушка,
этот пальчик – дедушка,
этот пальчик -я,
это вся моя семья. Разжимаем кулачёк
Полезно давать в самостоятельное пользование малышам дидактические игры. Играя, ребенок уточняет знания свойств предметов – цвет, форму, величину. После этого малыши успешно собирают пирамидку по форме и величине. Малыши любят играть с матрешками. С увлечением малыши занимаются с геометрической мозаикой. Для самостоятельных занятий с ней детям дают образцы несложных рисунков геометрических форм. Выполняя рисунок по образцу, ребенок должен ориентироваться на форму и цвет. Так, играя, он закрепляет знание свойств предмета. (Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / К. Л. Печора. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 133 с.)
Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает её развивающий эффект.