Коркина Наталья Владимировна
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городищенская СОШ (дошкольный отдел)
Программа
по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Составитель:
Коркина Наталья Владимировна
воспитатель МАОУ Городищенская
СОШ (дошкольный отдел)
с. Городище
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка …. …3
Публикация «Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
2. Цель и задачи программы ….…5
3. Возрастные проблемы и особенности адаптации…. …. …6
4. Этапы адаптационного периода ….…. …7
5. Направления психолого-педагогической деятельности коллектива
для успешной адаптации детей к условиям ДОУ ….…. …9
Приложение 1 Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ ….…. 13
Приложение 2 Примерный план работы с детьми в период адаптации. …. 15
Приложение 3 Как нужно вести себя родителям с ребенком, когда он начал
посещать детский сад. …. 18
Пояснительная записка
«…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств - на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». В. Сухомлинский
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.
Таким образом, детский сад должен создавать условия для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, в том числе младенческого и раннего возраста, особое внимание уделить сотрудничеству с семьей. В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольные образовательные учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей и многое другое, однако практический материал по адаптации детей к условиям детского сада освещен недостаточно, или носит слишком общий характер. А для того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития детей раннего возраста, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, в семье также необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Поэтому дошкольная образовательная организация является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении была разработана программа по адаптации детей раннего возраста, система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и позволила бы сформировать положительное отношение к детскому саду.
Цель и задачи программы.
Целью программы является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей, создание максимально комфортных педагогических, социально – психологических условий, позволяющих воспитанникам успешно функционировать и развиваться в новой среде.
Задачи:
1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.
2. Поддерживать положительное эмоциональное состояние.
3. Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье.
4. Создание оптимальных условий для развития ребенка.
Возрастные проблемы и особенности адаптации.
Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Это резкая смена условий может сопровождаться переживаниями ребенка, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.
Проблема адаптации - это проблема в основном детей 2 года жизни, т. к. большинство детей приходят именно в этом возрасте. Чаще всего, проблемы адаптации связанны с несоответствием особенностей новых требований характеристикам детей по разным показателям. Например, по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания особенностям домашней кухни.
Этапы адаптационного периода
1 этап - подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада. Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления.
2 этап - приход мамы с ребенком в группу детского сада. Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации - помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Не следует торопить его, тормошить. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: - Как мне здесь нравится! - Какие забавные зверушки сидят за столом! и т. д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап - постепенное привыкание. Постепенная адаптация может включать несколько периодов. Первый период: Педагог побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры - иди, я немножко поиграю один.
Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Второй период: - я играю сам, но ты будь рядом. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.
Направления психолого-педагогической деятельности коллектива для успешной адаптации детей к условиям ДОУ.
До приема детей в группу с родителями общаются специалисты ДОУ : заведующий, медсестра и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно - одомашнить группу, т. е. правильно организовать предметно-развивающую среду.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: исполнение колыбельных песен перед сном, использование фольклора, элементы театрализованной деятельности, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения).Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлнности). Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя
увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой, детским садом, персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлнности). В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей. Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков - именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГОС в отдельную образовательную область. Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
5. Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду. У родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть - что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены,
самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад. Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ - развитие отношений «Ребнок - педагог - родитель». Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Для решения этих вопросов мы поставили перед собой цель: Создание единой системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации через взаимодействие с родителями являющихся участниками образовательного процесса ДОО и придать ей комплексный характер.
Для успешного достижения данной цели был определен ряд задач:
1. Установление единства в воспитании детей в ДОО и семье;
2. Создание атмосферы безопасности и доверия в системе «педагог—ребнок — родитель»
3. Помощь родителям подготовить ребнка к посещению ДОО.
4. Оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребнка в новых социальных условиях;
5. Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
6. Активное вовлечение родителей в этот процесс, обучая их различным методам и примам работы с детьми раннего возраста.
7. Повышение уровня психологической культуры родителей.
8. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
При взаимодействии с родителями придерживаемся следующих принципов:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- возрастной характер взаимодействия с родителями;
- доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями:
1. Проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
2. Повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам;
3. Возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ;
4. Увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; 5. Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Приложение 1
Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ
Фамилия, имя ребенка___
возраст ___
ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЯМ ПАРАМЕТРЫ Баллы
1. Какое настроение преобладает у малыша? Бодрое
Раздражительное
Подавленное 3
1
1
2. Как засыпает малыш? Быстро (до 10 минут)
Медленно
Спокойно
Неспокойно 3
2
3
2
3. Какова длительность сна? 10 час. 30 мин. ночной сон
2 часа 20 мин. дневной сон
не соответствует возрасту
3
1
4. Каков аппетит у малыша? Хороший
Избирательный
Плохой 3
3
1
5. Как относится малыш к высаживанию на горшок? Положительно
Отрицательно 3
1
6. Просится ли малыш на горшок? Просится
Не просится, но бывает сухой
Не просится, ходит мокрый 3
2
1
7. Проявляет ли малыш интерес к игрушкам? Проявляет
Проявляет иногда
Не проявляет 3
2
1
8. Проявляет ли малыш интерес к действиям взрослых? Проявляет
Проявляет иногда
Не проявляет 3
2
1
9. Может ли малыш без посторонней помощи найти себе занятие? Да
Нет 3
1
10. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях со взрослыми? Вступает в контакт по собственной инициативе
Сам не вступает в контакт 3
2
11. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях с детьми? Вступает в контакт по собственной инициативе
Сам не вступает в контакт 3
2
12. Адекватен ли малыш к оценке своей деятельности взрослыми? Да
Не всегда
Нет 3
2
1
13. Как была перенесена малышом разлука с близкими? (если был такой опыт) Легко
Тяжело 3
2
14. Имеет ли место аффектная (чрезмерная) привязанность к кому- либо из взрослых? Да
Нет 1
3
Прогноз адаптации :
Готов к поступлению в детский сад: 55 – 40 баллов
Условно готов : 39 – 24 балла
Не готов: 23 – 16 баллов
Приложение 2
Примерный план работы с детьми в период адаптации
месяц Мероприятия, тема Форма работы
сентябрь Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. Знакомство детей с детским садом и друг с другом Игры с воспитателем: «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др.
Игры на развитие коммуникации: «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное»
Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»
Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С. Я. Маршака и Е. Благининой.
Элементы театрализованной деятельности: «Давайте познакомимся».
Развитие культурно нормированных и орудийных действий Приучение детей к самообслуживанию : показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.).
Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»
Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки».
Снятия эмоционального напряжения в течение дня. Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку.
октябрь Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. Игры «Давайте познакомимся», «Дождик и солнышко».
Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», песенка «Все игрушки хороши»
Развитие культурно нормированных и орудийных действий Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок»
Снятия эмоционального напряжения в течение дня. Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных
Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем»
Дидактические игры «Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается
декабрь Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. Игры: «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно».
Художественная литература: рассказывание сказки
К. Чуковского «Федорино горе», чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца»,
С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»
Развитие культурно нормированных и орудийных действий Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители).
Дидактические игры «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал?»
Приложение 3
Как нужно вести себя родителям с ребенком,
когда он начал посещать впервые детский сад.
• Заблаговременно формировать у ребенка положительную установку к детскому саду.
• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Рассказывать веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих детский сад, делиться личным опытом.
• Ориентировать ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: чтобы не случилось, всегда можно обратиться к тому за помощью.
• Имя отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка.
• Обязательно расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка. Не бойтесь быть назойливым.
• Следите за своими эмоциями. Часто мамы, готовя ребенка в сад, ведут себя, словно провожают ребенка на фронт. Если вы действуете уверенно, то и ребенок будет спокоен.
• Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте его домой.
• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
• Щадить его ослабленную нервную систему.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
• На время прекратить походы в цирк, театр, гости.
• Намного сократить просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
• Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
• При проявлении изменений в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.