Получи документы

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Коркина Наталья Владимировна
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городищенская СОШ (дошкольный отдел)

Программа

по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Составитель:

Коркина Наталья Владимировна

воспитатель МАОУ Городищенская

СОШ (дошкольный отдел)

с. Городище

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка …. …3

Публикация «Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

2. Цель и задачи программы ….…5

3. Возрастные проблемы и особенности адаптации…. …. …6

4. Этапы адаптационного периода ….…. …7

5. Направления психолого-педагогической деятельности коллектива

для успешной адаптации детей к условиям ДОУ ….…. …9

Приложение 1 Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ ….…. 13

Приложение 2 Примерный план работы с детьми в период адаптации. …. 15

Приложение 3 Как нужно вести себя родителям с ребенком, когда он начал

посещать детский сад. …. 18

Пояснительная записка

«…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств - на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». В. Сухомлинский

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.

Таким образом, детский сад должен создавать условия для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, в том числе младенческого и раннего возраста, особое внимание уделить сотрудничеству с семьей. В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольные образовательные учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные

особенности детей и многое другое, однако практический материал по адаптации детей к условиям детского сада освещен недостаточно, или носит слишком общий характер. А для того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития детей раннего возраста, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, в семье также необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Поэтому дошкольная образовательная организация является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении была разработана программа по адаптации детей раннего возраста, система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и позволила бы сформировать положительное отношение к детскому саду.

Цель и задачи программы.

Целью программы является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей, создание максимально комфортных педагогических, социально – психологических условий, позволяющих воспитанникам успешно функционировать и развиваться в новой среде.

Задачи:

1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.

2. Поддерживать положительное эмоциональное состояние.

3. Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье.

4. Создание оптимальных условий для развития ребенка.

Возрастные проблемы и особенности адаптации.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Это резкая смена условий может сопровождаться переживаниями ребенка, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.

Проблема адаптации - это проблема в основном детей 2 года жизни, т. к. большинство детей приходят именно в этом возрасте. Чаще всего, проблемы адаптации связанны с несоответствием особенностей новых требований характеристикам детей по разным показателям. Например, по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания особенностям домашней кухни.

Этапы адаптационного периода

1 этап - подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада. Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления.

2 этап - приход мамы с ребенком в группу детского сада. Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации - помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Не следует торопить его, тормошить. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: - Как мне здесь нравится! - Какие забавные зверушки сидят за столом! и т. д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

3 этап - постепенное привыкание. Постепенная адаптация может включать несколько периодов. Первый период: Педагог побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры - иди, я немножко поиграю один.

Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Второй период: - я играю сам, но ты будь рядом. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива для успешной адаптации детей к условиям ДОУ.

До приема детей в группу с родителями общаются специалисты ДОУ : заведующий, медсестра и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно - одомашнить группу, т. е. правильно организовать предметно-развивающую среду.

В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: исполнение колыбельных песен перед сном, использование фольклора, элементы театрализованной деятельности, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения).Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлнности). Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя

увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой, детским садом, персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлнности). В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

4. Охрана и укрепление здоровья детей. Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков - именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГОС в отдельную образовательную область. Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

5. Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду. У родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть - что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены,

самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад. Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ - развитие отношений «Ребнок - педагог - родитель». Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Для решения этих вопросов мы поставили перед собой цель: Создание единой системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации через взаимодействие с родителями являющихся участниками образовательного процесса ДОО и придать ей комплексный характер.

Для успешного достижения данной цели был определен ряд задач:

1. Установление единства в воспитании детей в ДОО и семье;

2. Создание атмосферы безопасности и доверия в системе «педагог—ребнок — родитель»

3. Помощь родителям подготовить ребнка к посещению ДОО.

4. Оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребнка в новых социальных условиях;

5. Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

6. Активное вовлечение родителей в этот процесс, обучая их различным методам и примам работы с детьми раннего возраста.

7. Повышение уровня психологической культуры родителей.

8. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

При взаимодействии с родителями придерживаемся следующих принципов:

- целенаправленность, систематичность, плановость;

-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

- возрастной характер взаимодействия с родителями;

- доброжелательность, открытость.

Ожидаемые результаты работы с родителями:

1. Проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

2. Повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам;

3. Возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ;

4. Увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; 5. Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Приложение 1

Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ

Фамилия, имя ребенка___

возраст ___

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЯМ ПАРАМЕТРЫ Баллы

1. Какое настроение преобладает у малыша? Бодрое

Раздражительное

Подавленное 3

1

1

2. Как засыпает малыш? Быстро (до 10 минут)

Медленно

Спокойно

Неспокойно 3

2

3

2

3. Какова длительность сна? 10 час. 30 мин. ночной сон

2 часа 20 мин. дневной сон

не соответствует возрасту

3

1

4. Каков аппетит у малыша? Хороший

Избирательный

Плохой 3

3

1

5. Как относится малыш к высаживанию на горшок? Положительно

Отрицательно 3

1

6. Просится ли малыш на горшок? Просится

Не просится, но бывает сухой

Не просится, ходит мокрый 3

2

1

7. Проявляет ли малыш интерес к игрушкам? Проявляет

Проявляет иногда

Не проявляет 3

2

1

8. Проявляет ли малыш интерес к действиям взрослых? Проявляет

Проявляет иногда

Не проявляет 3

2

1

9. Может ли малыш без посторонней помощи найти себе занятие? Да

Нет 3

1

10. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях со взрослыми? Вступает в контакт по собственной инициативе

Сам не вступает в контакт 3

2

11. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях с детьми? Вступает в контакт по собственной инициативе

Сам не вступает в контакт 3

2

12. Адекватен ли малыш к оценке своей деятельности взрослыми? Да

Не всегда

Нет 3

2

1

13. Как была перенесена малышом разлука с близкими? (если был такой опыт) Легко

Тяжело 3

2

14. Имеет ли место аффектная (чрезмерная) привязанность к кому- либо из взрослых? Да

Нет 1

3

Прогноз адаптации :

Готов к поступлению в детский сад: 55 – 40 баллов

Условно готов : 39 – 24 балла

Не готов: 23 – 16 баллов

Приложение 2

Примерный план работы с детьми в период адаптации

месяц Мероприятия, тема Форма работы

сентябрь Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. Знакомство детей с детским садом и друг с другом Игры с воспитателем: «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др.

Игры на развитие коммуникации: «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное»

Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»

Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С. Я. Маршака и Е. Благининой.

Элементы театрализованной деятельности: «Давайте познакомимся».

Развитие культурно нормированных и орудийных действий Приучение детей к самообслуживанию : показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.).

Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки».

Снятия эмоционального напряжения в течение дня. Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку.

октябрь Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. Игры «Давайте познакомимся», «Дождик и солнышко».

Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», песенка «Все игрушки хороши»

Развитие культурно нормированных и орудийных действий Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок»

Снятия эмоционального напряжения в течение дня. Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных

Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем»

Дидактические игры «Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается

декабрь Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. Игры: «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно».

Художественная литература: рассказывание сказки

К. Чуковского «Федорино горе», чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца»,

С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»

Развитие культурно нормированных и орудийных действий Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители).

Дидактические игры «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал?»

Приложение 3

Как нужно вести себя родителям с ребенком,

когда он начал посещать впервые детский сад.

• Заблаговременно формировать у ребенка положительную установку к детскому саду.

• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

• Рассказывать веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих детский сад, делиться личным опытом.

• Ориентировать ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: чтобы не случилось, всегда можно обратиться к тому за помощью.

• Имя отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка.

• Обязательно расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка. Не бойтесь быть назойливым.

• Следите за своими эмоциями. Часто мамы, готовя ребенка в сад, ведут себя, словно провожают ребенка на фронт. Если вы действуете уверенно, то и ребенок будет спокоен.

• Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте его домой.

• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

• Щадить его ослабленную нервную систему.

• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

• На время прекратить походы в цирк, театр, гости.

• Намного сократить просмотр телевизионных передач.

• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

• Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

• При проявлении изменений в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Это.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Подготовила воспитатель раннего возраста: Анатурдыева Светлана Николаевна Аннотация. Для успешной адаптации ребенка к ДОУ важно чтобы переход.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация (приспособление к новым условиям) — процесс сложный и длительный. В лучшем случае продолжительность его составляет один-полтора.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Кузьмина Татьяна Поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребёнка, своеобразный экзамен его психики, здоровья. В.

Консультация для педагогов «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Рекомендации педагогам Педагогам дошкольных учреждений следует проводить ряд мер, облегчающих адаптацию. 1. Воспитатели знакомятся с родителями.

План по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» План реализации самообразования на 2018-2019 гг. Ф. И. О. : Коновалова Анастасия Николаевна Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Презентация для родителей 1-ой младшей группы "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения" В настоящее время много.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Второй ваш дом. Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Статья на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения" Актуальность выбранной темы заключается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 20:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Коркина Наталья Владимировна (УИ 170087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД