Елена Гончарова
Консультация для родителей «Гиперактивные дети дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, все чаще наблюдаешь, особенно, работая воспитателем в детском саду, не только на работе, но и гуляя во дворе или парке, за детьми, которые очень активные, подвижные, редко сидящие на одном месте, часто задающие вопросы, даже могут отобрать игрушки у других детей или подраться друг с другом. Да, дети растут, развиваются, учатся, познают мир, но одни дети свою активность сменят периодами отдыха и спокойствия, а другие, с вечным двигателем внутри не могут остановится ни на минуту. «Когда же ты угомонишься?» - вздыхает мама. «Что за ребенок?» - качают головой окружающие. Это нормально или есть смысл задуматься над поведением таких детей? Про таких детей говорят, что они гиперактивные или дети с синдромом дефицита внимания. Как правило, такие дети не только проявляют повышенную физическую активность, но и не могут надолго сосредоточится на каком-то одном занятии, редко доводят начатое с трудом дело до конца. Сами страдают от этого, мешают другим сосредоточится, отвлекая и привлекая на себя внимание. Если с одним ребенком не могут справится ни папа, ни мама, что же тогда делать педагогу, воспитателю, когда 60% детей из группы имеют гиперактивность, из 30 детей – 20 мальчиков и 10 девочек. Бытует мнение, что гиперактивность свойственна мальчикам, но проводя ряд наблюдений, понимаешь, что это далеко не так. Девочки все чаще ведут себя как мальчики, играют в мальчиковые игры, бегают и играют исключительно с мальчишками.
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивные дети дошкольного возраста“» размещена в разделах
Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и обстановка, окружающая малыша после рождения.
Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка.
Дети с гиперактивностью отличаются повышенной чувствительностью психики.
Родителям необходимо создать для малыша максимально благоприятную обстановку, исключить провоцирующие факторы и использовать в воспитательном процессе такие правила:
1. Если хотите что-то донести до ребенка, важно установить с ним контакт. Если вы обращаетесь к малышу, когда он чем-то занят, вам ничего не добиться. Сначала следует устранить все, что препятствует контакту (выключить мультфильм, спрятать игрушку, уйти в другую комнату от бабушки, а если нужно – прикоснуться к ребенку и развернуть его к себе.
2. Ваши правила должны быть постоянными. Если вы запрещаете что-то сегодня, такой запрет должен быть и завтра, и через неделю. При этом ваши запреты обязательно должны быть понятными и четкими. Кроме того, важно, чтобы все правила были выполнимыми для ребенка.
3. Уделяйте внимание безопасности, а также порядку в комнате ребенка. Важно максимально оградить гиперактивного малыша от травм. Чистоту и упорядоченность также стоит перенести и в другие комнаты. Вы не сможете добиться порядка в детской, если ваш стол захламлен бумагами, а на кухне разбросана посуда. Родительский пример всегда будет самым лучшим для любого ребенка.
4. Придерживайтесь определенного режима. Детям с гиперактивностью очень важно совершать все действия примерно в одни и те же часы каждый день. Даже в выходной просыпайтесь тогда, когда вы встаете в будни, а сказку по вечерам всегда читайте в одинаковое время.
5. Делите сложные задачи на простые. Поэтапное выполнение дается детям значительно легче. Для наглядности можно нарисовать или написать для ребенка план действий.
6. Постарайтесь найти у своего ребенка то, что ему лучше всего удается. Всегда хвалите за такие качества и действия
7. Пользуйтесь олимпийским принципом, акцентируя внимание на участии, а не на победе. Если даже ваш малыш не отмыл свою тарелку полностью, похвалите за рвение, ведь он пытался ее помыть самостоятельно.
8. Отыщите сферу, в которой ваш гиперактивный ребенок сумеет себя хорошо проявить. Одни малыши хорошо рисуют, другие – убирают в комнате, третьи – собирают пазлы. Обязательно поддерживайте стремление ребенка делать то, что у него отлично получается.
9. Направьте энергию своего ребенка в подходящее русло. Если вам дорог ночной сон, сходите вечером на прогулку, покатайтесь на велосипеде или сделайте что-то другое, чтобы малыш смог потратить свою энергию и достаточно устать.
10. Научитесь собираться с гиперактивным ребенком в гости, в магазин или в другие места. Следует тщательно продумать все нюансы предстоящего «похода» – решить, что берем с собой, рассказать ребенку, что нельзя делать на месте или в пути, обдумать, что вы купите малышу и так далее.
11. Позаботьтесь и о собственном отдыхе, что родители обязательно должны отдыхать, а при гиперактивности у ребенка это важно вдвойне. И если есть возможность ненадолго доверить малыша няне, бабушке, соседскому старшему ребенку, не упускайте ее. Для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для освоения социально ценных моделей взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками. Контактируя со сверстниками и взрослыми в продуктивной и игровой деятельности, дети учатся согласовывать свои действия для достижения общего результата, приобретают умения конструктивного общения, умения видеть, учитывать особенности и интересы партнеров.
В игре дети показывают свои эмоциональные переживания, обида и агрессия, неконтактность во время игры, не всегда адекватная ориентировка в социальных контактах, сниженная социальная и коммуникативная компетентность.
Так, К. Д. Ушинский отмечал “Важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей”
Работа должна быть организована в первую половину дня, во время, отведенное для игр детей. Включение детей с проявлениями гиперактивности в коллективную форму проведения упражнений проводиться поэтапно: индивидуальная, подгрупповая, групповая формы работы. Чтобы использовать упражнения разного типа, необходимо учитывать структуру проявлений гиперактивности:
- невнимательность;
- отвлекаемость;
- импульсивность;
- повышенная двигательная активность.
Игровые упражнения подбираются в следующих направлениях:
1) упражнения на развитие внимания;
2) упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
3) упражнения, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
4) упражнения, способствующие закреплению умения общаться.
Работа проводится в три этапа. 1-й этап проводится индивидуально и только с детьми со средним уровнем проявлений гиперактивности, с постепенным введением в групповую форму работы. Занятия с детьми с низким уровнем проявлений гиперактивности начинаются со 2-го этапа. Рекомендуется подобрать три вида упражнений: дыхательные, функциональные и релаксационные. Для каждого этапа работы можно составить несколько занятий (например, пять, в которые входит одно дыхательное упражнение, одно функциональное упражнение (на развитие внимания, произвольности, самоконтроля) и одно упражнение на расслабление (релаксация). Упражнения даются в игровой форме в указанной последовательности. Каждое занятие рекомендуется проводить дважды.
Во время проведения игровых упражнений гиперактивные дети ведут себя активно, охотно принимают участие в игре. Упражнения им интересны, так как они выполняют различные задания. Групповая форма упражнений помогает детям сплотиться, стать «ближе» друг к другу.
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие фазу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др., можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций. Традиционно при работе с детьми с синдромом гиперактивности выделяют следующие группы игровых упражнений:
- игровые упражнения для развития внимания – неумение сосредотачиваться на одной деятельности в течении долгого времени;
- игровые упражнения для релаксации – это упражнения, основной целью которых является развитие у ребенка навыков снятия мышечного и эмоционального напряжения. Релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт способствуют лучшему осознанию своего тела и впоследствии помогают осуществлять двигательный контроль;
- игровые упражнения, развивающие навыки волевой регуляции, - то есть упражнения, помогающие ребенку развить навыки самоконтроля и воли к выполнению не всегда приятных, но необходимых действий;
- игровые упражнения, основной целью которых является развитие умений общения в коллективе.
Правила работы с гиперактивными детьми
1. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Правила поведения педагога с гиперактивным ребенком
- «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
- применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;
- рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
- давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);
- хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
Пример игрового упражнения на 1 этапе
«Что исчезло?»
Цель: развитие концентрации внимания.
Перед ребенком поочередно раскладываются предметы. Попросить его внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает один предмет. Задача ребенка – назвать исчезнувший предмет.
Пример игрового упражнения на 2 этапе.
«Прикосновение».
Цель: помочь ребенку расслабиться, снять напряжение.
Разложить на столе предметы, сделанные из разных материалов (кусочки меха, вата, изделия из бумаги и т. п., попросить ребенка внимательно рассмотреть разложенные вещи. Когда он выполнит просьбу, попросить его закрыть глаза и мягкими, ласковыми, неторопливыми движениями прикасаться различными предметами к его руке, щеке, коленке. По прикосновению он должен догадаться, что это за предмет. Через какое-то время поменяться с ребенком ролями и позволить ему загадывать предметы и мягко прикасаться к вам.
Пример игрового упражнения на 3 этапе.
«Замри».
Цель: развитие внимания, выработка навыков преодоления двигательного автоматизма и контроля над своими действиями.
Включить танцевальную музыку. Пока она звучит, дети могут прыгать, кружиться, танцевать. Но как только она выключается, играющие должны замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения и так до тех пор, пока в круге не останется лишь один ребенок.