Боголепова Елена
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды
Выступление на педсовете на тему
«Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды»
Воспитатель: Боголепова Е. Н.
декабрь 2015 г.
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды.
Публикация «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды» размещена в разделах
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.
При создании предметно-развивающей среды, мы руководствуемся следующими принципами:
? Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
? Принцип активности, самостоятельности, творчества
? Принцип трансформируемости
? Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности
? Принцип эстетической организации среды
? Принцип учета половозрастных различий детей
? Принцип интеграции
? Принцип информативности
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Часто этому препятствуют принципиально разныепозиции, которые занимают воспитатель и ребенок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребенок – «снизу», т. е. взрослый «диктует»
свою волю, управляет ребенком. При этом полноценный контакт между ними не возможен. Важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой дистанции, другие - на более дальней. В связи с этим планировка группы должна быть такой, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Принцип активности, самостоятельности, творчества
Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Например, часть стены в группе предоставляется в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. В качестве звукового дизайна используются записи звуков природы, классических произведений, которые выполняют функцию психотерапии, успокаивают детей, настраивают на нужный лад. Этот дизайн используется как активный фон в играх, театрализованной деятельности и т. д.
Принцип трансформируемости
В проекте пространственно-развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т. п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей
взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым
функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям
разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, красок, поэзии и т. д.).
Принцип эстетической организации среды
Особые требования предъявляются к эстетическому оформлению предметно-развивающей среды (т. к. эстетически оформленная среда, способствует эстетическому воспитанию детей в быту, под которым подразумевается: чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели.
Принцип учета половозрастных различий детей
Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Принцип интеграции
Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Принцип информативности
При создании предметно-развивающей среды педагоги должны предусматривать разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Приступая к оформлению групповых помещений, мы упорядочиваем предметно-развивающую среду : приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы; регулируем поло-ролевую адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек; выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности каждой конкретной группы, опираясь на результаты диагностики.
Итак, в каждой группе детского сада мы учитываем:
? возрастные особенности детей,
? социально-психологические особенности детей,
? поло-ролевые особенности детей данного возраста,
? интересы, потребности детей данной группы.
Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:
1. теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента помоделированию пространства группы на плане;
2. практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.
При этом учитываются психофизиологические факторы, т. е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Зрительные ощущения: учитывается освещение и цвет объектов как факторов эмоционально-эстетического воздействия и психофизиологического комфорта.
Правильный выбор цветовой гаммы способствует профилактике нервного напряжения. Экспериментальные исследования различных ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благоприятно влияющих на человека. Это зелёные, желто-зелёные, зелёно-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, т. е. длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Это связано с тем, что абстрактного цвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая окраска предметов. И ассоциативный характер восприятия обуславливает перенос эстетической оценки предметов на цвета, которые этим предметам обычно свойственны. Вышесказанное позволяет рекомендовать окрашивать в синий цвет и голубые тона помещение, в котором есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограничено.
При окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, т. к. однообразие быстро надоедает, вызывает охранительное торможение.
Слуховые ощущения: учитывается совокупность звучания звукопроизводящих игрушек. В групповом помещении не должны находиться предметы, игрушки, раздражающие слух, неприятные по звучанию. Слуховые воздействия (звуки) тоже должны быть эстетичными. Следует отметить, что при организации среды мы
предусматриваем аудиотехнику с комплектом дисков с музыкальными произведениями. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения, и даже для лечения.
Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.
Тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления объектов предметно-развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.
Анализируя вышесказанное, можно утверждать, что эстетическое оформление группы позволяет упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических.
Поскольку непременным условием построения развивающей среды являетсяопора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, необходимо повышение квалификации педагогов в данном направлении. Для этой цели разрабатывается план методической работы с кадрами по повышению их профессиональной компетентности в области инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ. При этом используются методы, стимулирующие активность самих педагогов.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды группового помещения и составление списков, имеющихся материалов и оборудования, выявляя, тем самым, дефицитарные области и пополняя их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой). Результаты исследования, проведенного до создания инновационной предметно-развивающей среды демонстрировали неравномерное распределение активностей детей. Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими, например, бытовую и неоформленную
двигательную активность, поэтому следует стремиться к их нулевым значениям.
Некоторые виды активности, несмотря на высокое процентное содержание, например, игра, носили явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек.
Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы отсутствовали. Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся были разрознены, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями. В продуктивной деятельности доминировало рисование. Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были.
В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации основных направлений деятельности детей.
Цель оформления среды : создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Организационные условия:
? среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»
? оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организоватьсовместную и самостоятельную деятельность
? все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей
? предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением
? размещение материалов должно быть функциональным
? предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка
? среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности)
? среда должна иметь подвижные границы
Групповая комната представлена тремя зонами : активной, рабочей и спокойной.
Содержание некоторых уголков
Спортивный уголок
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей.
Тип Наименование
Для ходьбы, бега, равновесия
Балансир-волчок, коврик массажный со
следочками, шнур короткий (плетеный)
Для прыжков Обруч малый, скакалка короткая
Для катания, бросания, ловли
Кегли (набор, кольцеброс (набор, мешочки с
грузами, различные мячи, обручи, серсо
Для ползания и лазанья Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)
Для общеразвивающих упражнений
Гантели детские, кольца, ленты, мячи, палки гимнастические
Уголок ролевых и режиссерских игр
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативныхнавыков, потребности в общении, формирование умения соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, креативного мышления; закрепление в игре социального, речевого поведения; воспитание культуры поведения.
Тип Наименование
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты
Куклы (средние, мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие, наборы кукол: семья, наручные куклы би-ба-бо, наборы персонажей для плоскостного театра, наборы мелких фигурок (5-7 см, наборы масокт (сказочные, фантастические персонажи,
Игрушки-предметы оперирования
Наборы посуды: чайной, кухонной (средний и мелкий, "приклад" к куклам, наборы мебели для средних и мелких кукол, набор медицинских принадлежностей, весы, чековая касса, коляски и
т. д.
Маркеры игрового пространства
Универсальная складная ширма/рама, стойка с рулем/штурвалом (съемным, трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр, ландшафтный макет, кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей, макет: замок/крепость, тематические строительные наборы (для мелких персонажей).
Полифункциональные материалы
Объемные модули, крупные, разных форм, крупный строительный набор, ящик с мелкими предметами-заместителями, крупные куски ткани, ёмкость с лоскутами, мелкими и средними,
разного цвета и фактуры.
Уголок музыкально-театрализованной деятельности
Задачи: развитие музыкальных и творческих способностей; совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам музыкального творчества; развитие умения перевоплощаться с использованием
мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения иподражательности.
Тип Наименование
Технические средства Магнитофон, музыкальный цент, микрофон и караоке, комплект кассет, дисков
Детские музыкальные инструменты
Металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское
пианино, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка,
деревянные ложки
Звучащие предметы-заместители
Музыкальные шкатулки, игрушки
Уголок конструирования
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу; формирование мыслительныхь операций (сравнение, анализ, синтез).
Тип Наименование
Строительный материал
Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины,
фигурки животных, людей и т. п.)
Конструкторы Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элтик-АВТО", "Кроха" и др.)
Детали конструктора
Набор мелкого строительного материала, имеющего
основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)
Плоскостные конструкторы
Коврик-трансформер (мягкий пластик) "Животные"
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования
Уголок экспериментирования и познавательно-исследовательской
деятельности
Задачи: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение, формирование умения комплексно обследовать предмет.
Тип Наименование
Объекты для исследования в действии
Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными
составными формами (4-8 частей, геометрическая мозаика,танграм, набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина, набор: счетные палочки Кюизинера, головоломки, игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий, весы, термометры спиртовые, различные часы и т. д.
Образно-символиче ский материал
Линейки с движком, наборы лото «Числа», кассы, наборы: доски магнитные настольные с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур, наборы картинок, таблиц, графические головоломки, календари, карты, глобусы, детские атласы, иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы, коллекции марок, коллекции монет.
Нормативно-знаковый материал
Разрезные азбуки и кассы, наборы карточек с цифрами,
наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр, наборы кубиков с цифрами, с числовыми фигурами и т. д.
Уголок продуктивной деятельности
Задачи: развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитиепальцевой моторики, творческого воображения.
Тип Наименование
Для рисования
Наборы цветных карандашей (24 цвета, графитные карандаши, наборы фломастеров, наборы шариковых ручек, гуашь, палитры, кисти, банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л, подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения
Для лепки Глина, пластилин, стеки разной формы, доски, 20?20 см, салфетка
Для аппликации
Ножницы с тупыми концами, файлы из прозрачной
синтетической пленки для хранения обрезков бумаги, подносы для форм и обрезков бумаги, щетинные кисти для клея, розетки для клея, бросовый и природный материал, бумага различная по фактуре
Патриотический уголок
Задачи: всестороннее изучение родного края; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родной станице, краю, стране, воспитание патриотических чувств.
Тип Наименование
Дидактические материалы
Тематические альбомы «Наш детский сад», «Наша семья», «Наша страна» (образование, культура, спорт, медицина, заводы, «Наш край», «Россия», «Предметы искусства России»; художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России, дидактические игры по краеведению; флаг, гербы и другая символика Москвы, России, фотография президента РФ.
Объекты исследования
Мини-музей родного края.
Таким образом, представленная модель предметно-развивающей среды (по результатам контрольного исследования) позволяет:
? изменить распределение детских активностей : увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);
? равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;
? упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;
? облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;
? способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;
? обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;
? воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т. е. способствовать оздоровлению.