МААМ-картинки

Формирование звукового анализа и синтеза как основного этапа профилактики дисграфии и дислексии

Брик Лариса Викторовна
Формирование звукового анализа и синтеза как основного этапа профилактики дисграфии и дислексии

Формирование звукового анализа и синтеза

как основного этапапрофилактики

дисграфии и дислексии

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно».

Л. С. Выготский

Публикация «Формирование звукового анализа и синтеза как основного этапа профилактики дисграфии и дислексии» размещена в разделах

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.

При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое.

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.

Подчеркнём, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Чтобы ребенок правильно смог провести звуковой анализ и синтез слова, он должен четко различать звуки родного языка.

Дети должны различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные (т-ть, з – зь и т. д., звонкие и глухие (п-б, д-т, с-з и т. д., звуки близких по артикуляции (с, з, ц, ть или ш, ж, ч, щ); звуки близких по звучанию (с-ш, с-ц, ц-ч, п-б, т-д, р-л). В противном случае именно из-за фонематических и произносительных неточностей логопеду не удастся сформировать навыки звукового анализа и синтеза.

Итак, для полноценного звукового анализа, а также синтеза слов педагогом должны использоваться только те звуки речи, которые чётко воспринимаются и правильно произносятся.

К ним, на начальном пусковом этапе обучения, можно отнести гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т, и др., так называемые звуки раннего онтогенеза. Их дети обычно произносят правильно, но недостаточно отчётливо.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребёнка назвать звуки в слове СОК, а ребё нок отвечает:

"апельсиновый, яблочный. а, ещё Фанта!"

При нарушении синтеза ребёнок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: — Какое слово получится, если соединить звуки К,0,Р,М? Ребёнок отвечает РОМА.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза.

По данным Н. А. Хохловой основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове.

При письме нарушения звукового анализа и синтеза могут быть выражены в разной степени:

- пропуски согласных при стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»);

- пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»);

- перестановки букв (тропа – «прота», окно – «коно»);

- добавление букв (таскали – «тасакали»);

- пропуски, добавления и перестановки слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).

Общие правила по формированию навыков звукового анализа.

К элементарной форме языкового анализа относится выделение звука на фоне слова. Ребенок может сам научиться выделять заданный звук. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма появляется лишь в процессе специального обучения.

Последовательность в предъявлении форм звукового анализа :

выделение звука из слова;

определение первого звука;

определение последнего звука;

установление места звука в слове (начало, конец, середина слова) :

полный звуковой анализ.

Последовательность предъявления слов для звукового анализа :

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (рак, мак, мир, час);

слова из двух открытых слогов (папа, ваза, рама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (волк, шарф, куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (стул, слон, грач);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (сумка, палка, рамка);

- слова из трех открытых слогов (панама, канава, курица, малина, Марина)

Первоначально работа проводиться с опорой на вспомогательные средства, внешние действия (символы звуков, полоски с определенным количеством звуков, фишки трёх цветов – красный, синий, зелёный, картинки).

1. «Спой начало».

Узнавание и выделение гласного в начале слова: уулица — У.

2. «Назови конец».

Выделение согласного звука в конце слова : кот — Т.

3. «Перечисли звуки».

Полный звуковой анализ обратных слогов : АХ — А, X; обязательным является правильное называние согласного звука, без добавления «э» — мм, не «мэ».

4. «Соедини вместе».

Синтез обратных слогов : О, П — ОП.

5. «Назови начало».

Выделение согласного в начале слова: сссоки — С.

6. «Скажи быстро».

Синтез прямого слога : С, А — СА.

7. «Назови звуки».

Анализ прямого слога : СА — С, А.

8. «Что поём?»

Выделение гласного в середине односложных слов: сооок — О.

9. «Назови по порядку».

Полный звуковой анализ слова : рак — Р, А, К.

Отбор слов с заданным звуком

«Пропускаем мы во двор слов особенных набор»

Логопед предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Взрослый объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу, если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

Определение позиции звука в слове

Сначала нужно выяснить, понимает ли ребенок слова "начало", "середина", "конец". Если нет, то возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла этих слов, т. е. с ориентировкой в пространстве.

Слово имеет своё пространство. А для ребёнка сложно соотнести

пространство линейное и временное. Для них слово - что-то скомканное в комочек. Мы должны этот комочек развернуть в одну ниточку. Для этого анализируем сутки и режимные моменты в них. Сначала мы проснулись, потом пошли в садик, потом пришли домой, уже темно, легли спать. Раскладываем в линеечку картинки с режимными моментами, объясняем понятия "начало", "середина", "конец" (дня). Потом подкладываем схему, начерченную на картонке-линейке.

Можно взять несколько (лучше 5) игрушек, например, животных, поставить их друг за другом (слева направо). После этого обсудить с ребё нком:

- кто стоит в начале,

- кто в конце,

- кто в середине,

- кто первый,

- кто последний.

В следующий раз всё это можно повторить, но уже на других игрушках.

С этой же целью хорошо использовать иллюстрацию к сказке "Репка" (обсудить те же вопросы).

Далее усложняем. Можно взять игрушечный поезд, и рассмотреть, где у него начало, где конец, где середина.

Можно сделать рыбку; голова - начало, туловище - середина, хвост – конец.

Когда дети научатся выделять первый звук в слове, говорим, что звук. хитрый, хочет поиграть с нами в прятки. Он прячется в разных местах слова: в начале, середине, конце.

Варианты игр:

Подбери слово к схеме (на звуки с и ш)

I вариант

Играют 3 детей. Логопед раздает детям по одной карточке. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук с или ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

II вариант

Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком с или ш, ориентируясь на закрашенный квадрат.

Определение звука в определенной позиции в слове

«Цепочка слов»

На столе лежат картинки (5-8 штук). Педагог помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее дети выбирают картинку, название которой начинается на данный звук и помещают ее на доску за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.

Полный звуковой анализ слов

Звуковая пирамида

Логопед демонстрирует рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже — из трех, еще ниже — из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».

Логопед вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество звуков. Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд (от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд». Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место.

В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.

Включи телевизор

Логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

Логопед вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.

Дети выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Слова, можно составить по первым или последним звукам.

«Звукоедик»

Логопед ходит по кабинету и называет …тул, …кно, …ошка, а ребята должны догадаться какой звук съел звукоедик и произнести слово.

«Любопытный»

На любой вопрос взрослого ребенок может называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

- Где был? – На балконе.

- Кого видел? – Бульдога.

- Куда собираешься? – В булочную.

- Что будешь покупать? – Баранки.

- Куда поедешь? – В Бразилию.

- Что на тебе надето? – Блуза.

- Кем работаешь? – Бухгалтером и т. д.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?»Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Цель: развивать фонематический слух детей; развивать навыки детей различать.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звукового анализа и синтеза как основного этапа профилактики дисграфии и дислексии
Опубликовано: 2 октября 2024 в 14:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звукового анализа и синтеза как основного этапа профилактики дисграфии и дислексии» (включая файлы) размещена пользователем Брик Лариса Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД