Панасенко Женя
Формирование эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 373.24
Формирование эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Ляшенко Александра Александровна,
канд. пед. наук, доцент,
Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова,
РФ, г. Симферополь
Панасенко Евгения Алексеевна,
студентка, кафедры дошкольного образования и педагогики
Публикация «Формирование эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова
РФ, г. Симферополь
Formation of the emotional culture of older preschool children in visual arts classes
Lyashenko Alexandra Alexandrovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova,
Russian Federation, Simferopol
Panasenko Evgeniya Alekseevna,
student, Department of Preschool Education and Pedagogy
Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova
Russian Federation, Simferopol
Аннотация. В статье отражены особенности формирования эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. В ходе изложения материала статьи авторы обосновывают влияние различных факторов на формирование эмоциональной культуры детей и описывают приемы работы по созданию благоприятной обстановки, способствующей развитию эмоциональных навыков и эмоционального интеллекта у детей. Авторы подчеркивают важность занятий по изобразительной деятельности в процессе формирования эмоциональной культуры детей.
Ключевые слова: эмоциональная культура, дети старшего дошкольного возраста, изобразительная деятельность, занятия, воспитательный процесс.
Annotation. The article reflects the peculiarities of the formation of the emotional culture of older preschool children in visual arts classes. In the course of presenting the material of the article, the authors substantiate the influence of various factors on the formation of children’s emotional culture and describe methods of work to create a favorable environment conducive to the development of emotional skills and emotional intelligence in children. The authors emphasize the importance of visual activities in the process of forming the emotional culture of children.
Keywords: emotional culture, older preschool children, visual activities, classes, educational process.
Радикальные преобразования, происходящие в современной России, требуют обновления, новых подходов образования, следовательно, обновления новых методов, приёмов, способов в системе дошкольных образовательных учреждениях.
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным.
В настоящее время в теории и практики дошкольной психологии и педагогики особое внимание уделяется изучению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и формированию эмоциональной культуры. Это обусловлено тем, что анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст.
Эффективным средством формирования эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста являются занятия по изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию и другие виды творчества, которые способствуют не только эстетическому, но и эмоциональному развитию детей.
Одним из первых определение эмоциональной культуры дал П. М. Якобсон. По его мнению, эмоциональная культура есть «комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени» [1, с. 64].
С точки зрения П. М. Якобсона, эмоциональная культура включает: «отзывчивость на достаточно широкий круг объектов; способность ценить и уважать чувства другого человека; способность к «сопереживанию» с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и умение делить свои переживания с другими людьми» [1, с. 65].
Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний школьника о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, обеспечивающих адекватность реагирования. Это тесно связано с эмоциональной эмпатией педагога и способствует оказанию эмоциональной поддержки школьникам.
Проблема воспитания эмоциональной культуры детей дошкольного и школьного возраста была предметом многочисленных теоретико-эмпирических исследований. Ученые основательно изучали возрастные особенности формирования эмоционально-волевой сферы учащихся. Так, ученые рассматривают эмоционально-волевое развитие детей как составляющую психологической готовности ребенка к школьному обучению, выделяя эмоциональную или эмоционально-волевую готовность [2, с. 73].
Эмоциональная культура старших дошкольников характеризуется следующими основными аспектами: дети начинают осознавать свои эмоции и учатся их контролировать; улучшается способность понимать и делиться чувствами других людей; дети овладевают большим количеством слов для описания своих чувств и эмоций; появляются умения адекватно выражать свои чувства в соответствии с социальными нормами и ожиданиями; детьми используется воображение и творчество для выражения своих эмоций через игры, рисование, музыку и другие виды деятельности; дети учатся решать конфликты и справляться со стрессовыми ситуациями более эффективно.
Большинство специалистов, изучающих проблему обучения и воспитания дошкольников, отмечают, что эмоциональная сфера современных детей развита недостаточно. Очень редко можно встретить на самом деле веселого, эмоционально благополучного ребенка, так как большинство детей не умеют посмеяться и смеяться от всего сердца. Причин этого очень много, главная из них заключается в том, что взрослые в первую очередь направляют все свои усилия на развитие интеллектуальной сферы ребенка (дети должны вступить в престижные школы, а затем в высшие учебные заведения, забывая о эмоциональной сфере и не задумываясь над тем, что недостаточно развитая эмоциональная сфера тормозит развитие интеллектуальной сферы [3, с. 146].
Именно эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать окружающий мир и реагировать на него, в итоге определяют всю последующую жизнь человека, его успешность и место в социуме.
Для ребенка распознавание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от нее определенных знаний, определенного уровня развития. Когда человек передает эмоции, он не только делает определенное выражение лица, но и приобретает определенные позы, использует жесты, соответствующие тому или другому эмоциональному состоянию. Дошкольники в основном имеют недостающие представления о внутреннем эмоциональном состоянии человека и его проявлениях [4, с. 29].
Знакомить детей с собственными эмоциями и изучать их необходимо с раннего возраста. Это дает возможность детям в дальнейшем стать хозяевами своей жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, управлять словами, мыслями, поступками, чувствами уже взрослого человека и, главнее, усложнять общение с окружающими. Чем младшие дети, тем более открыто они проявляют свои эмоции. Они еще не знают, что должны владеть своими чувствами при определенных ситуаций, и почему именно это необходимо делать.
Воспитателю необходимо понять каждого ребенка, разобраться в истинных мотивах его поведения и желаний, потому что эмоции являются внешним проявлением мотивов. Иногда мотивы скрыты от ребенка, он их не осознает. Педагогу очень важно больше узнать о «языке эмоций», ведь эмоции люди адресуют друг другу, общаются с их помощью. Воспитатель, который имеет определенные психологические и педагогические знания, а самое главное умеет любить детей, может узнать много чего нового из этих эмоций.
Воспитание через эмоциональное действие – это очень сложный процесс. Основная задача состоит не в том, чтобы подавить или ликвидировать эмоции, а в том, чтобы должным образом их направлять. Эмоции имеют общий для высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам [5, с. 32].
Формирование эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) является ключевым этапом в развитии личности ребенка. На этом этапе закладывается основа для развития эмоционального интеллекта, социальных навыков и способности к саморегуляции.
Формирование эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в их развитии. В этом возрасте дети активно формируют свои эмоциональные навыки, учатся понимать, выражать и контролировать свои чувства. Важно помнить, что эмоциональная культура ребенка формируется под влиянием окружающей среды, поэтому важно создать подходящие условия для развития эмоциональной грамотности.
Для формирования эмоциональной культуры важно создать благоприятную эмоциональную обстановку в семье, в дошкольном учреждении и других местах, где находится ребенок. Позитивные эмоции и понимание со стороны взрослых помогают детям развивать свои эмоциональные навыки.
Дети должны учиться распознавать свои эмоции, понимать их причины и выражать их адекватно. Обучение эмоциональной грамотности помогает детям развивать навыки саморегуляции и конструктивного общения.
В настоящее время существует много способов работы по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста: арттерапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия; мелотерапия, ипотерапия, изотерапия. В данном параграфе детально рассмотрим роль изобразительной деятельности в формировании эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста.
В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль «художника», «скульптора», «мастера», в связи, с чем мотивирует выбор деятельности и материала: «Хочу нарисовать картину на мольберте, возьму палитру, кисти и краски».
У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности. В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными.
Изобразительная деятельность развивает у дошкольников умения согласовывать свои действия, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, то есть способствует развитию эмпатии.
В процессе формирования эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается. Её необходимо развивать.
По мнению Т. С. Комаровой, создавая образ человека, предмета или целого явления, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные признаки и особенности предмета. Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения натуры и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках им разительный образ [5, с. 62].
Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия окружающего мира. Вот почему одним из важнейших условий развития детского изобразительного творчеств: является обогащение культуры зрительного восприятия, формирование художественного образного видения.
С. К. Кожохина считает, что образы в творческих рисунках привлекают не только непосредственностью видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отбором деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой и т. д. Художественный образ, прежде всего, строится на выразительности. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора - ребенка. Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму по мнению С. К. Кожохиной, является одним из важнейших критериев оценки эмоционально-творческого характера рисунка [6, с. 71].
В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской.
Как мы видим, изобразительная деятельность ребенка направлена не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение его отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают свое эмоциональное отношение к изображаемому предмету, который они увидели и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок, они отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Так постепенно формируется умение высказывать собственное суждения, давать оценку созданным изображениям.
Очень часто у детей собственная оценка переплетается с нравственной (общественной, поэтому выражение отношения к изображаемому - это проявление не только своей собственной оценки, но и общественной направленности творчества, имеющее большое значение для социально-нравственного воспитания детей и эмоционального развития [7, с. 25].
Существенное влияние на эмоциональное развитие детей оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки. Задавая конкретные формы практического взаимодействия (характером выполнения операций, распределением материала и т. д., можно одновременно с отработкой и закреплением умений и навыков воспитывать у ребенка такие важные качества, как сочувствие, умение помогать, делиться, уступать.
В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы; стремление помочь друг другу.
Изобразительная деятельность также способствует формированию эмоционального отношения к труду. Педагоги должны помнить о том, что в изобразительной деятельности формируется такие важные качества, как умение трудиться и не упускать возможности, заложенные в разных видах этой деятельности. Существует мнение, что рисование являются для детей лишь игрой, забавой. Однако без применения трудового усилия изображение создать невозможно. Художники подчеркивают, что создание картины, скульптуры требует постоянного упорного труда [8, с. 44].
Итак, изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, формирования потребности отразить увиденное в рисунке, выразить свое эмоциональное отношение к изображаемому предмету. Методы и приемы по формированию эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста в ходе занятий изобразительной деятельностью включают следующее: применение цвета в качестве инструмента для самовыражения; разработка рисунков и творческих проектов на заданную тему; обмен мнениями о художественных работах; проведение игр и заданий на тему экспрессии чувств через искусство; интеграция персонажей и историй из литературы. Обучение детей соотносить определенные оттенки с разнообразными эмоциями и настроениями облегчает процесс понимания и выражения личных переживаний. Создание художественных работ, вдохновленных реальными или вымышленными эмоциональными ситуациями, стимулирует их умение делиться собственными чувствами и переживаниями. Разговоры о творческих проектах способствуют улучшению умений выражать личные чувства и понимать эмоции других, наряду с развитием способности высказывать собственное мнение и относиться с уважением к мнениям окружающих.
Список литературы
Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. – М. : Институт практической психологии, 2018. – 304 с.
Яголковский, С. Р. Эмоции в творчестве / С. Р. Яголковский // Мир психологии. – 2002. – №4. – C. 73–75.
Шкуркина, О. И. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. – 2018. – №27. – С. 146-148.
Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. – М. : Просвещение, 2019. – 176 с.
Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика – Синтез, 2018. – 192 с.
Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С. К. Кожохина. – М. : ТЦ Сфера, 2020. – 231 с.
Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография / А. В. Запорожец. – М. : Наука, 2019. – 176 с.
Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание / А. Е. Ольшакова. – М. : Наука, 2022. – 80 с.