Нина Митрофанова
Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительное творчество с его широкими психолого-педагогическими возможностями может являться одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми, формированию его коммуникативной компетенции.
В условиях изобразительной деятельности общение детей друг с другом и педагогом отличается от обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную направленность на восприятие искусства и на творческую деятельность в процессе работы над изображением, по поводу его содержания, качества, результатов.
Публикация «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе изобразительной деятельности» размещена в разделах
К старшему возрасту у детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Умение видеть в партнере его желания, предпочтения, настроения. У многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику: подать карандаш нужного цвета, помочь повесить рисунок.
Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать товарищу, где и что нужно рисовать или какие краски нужно смешать, что бы получить нужный оттенок, и даже нарисовать в рисунке товарища то, что он затрудняется нарисовать сам. Иногда бывает при рассматривании рисунков, мы замечаем подтеки краски и тогда бывает, что дети защищают или оправдывают автора.
Привлекая детей к обсуждению темы рисунка, дети разных возрастных групп выражают свои мысли, слушают собеседника и принимают или не принимают его позицию. Мы вместе ищем выход из сложившейся ситуации, решаем проблемы игрушек, героев, обсуждаем последовательность работы, расположение рисунка и т. д. Дети обмениваются познавательной информацией, выслушивают товарищей. Правда, это не всегда у нас получается. Но к старшему возрасту дети слышат друг друга. Обсуждаем с детьми план работы, цветовое решение, каким изобразительным материалом лучше выполнить данную работу.
Подводя итоги, обсуждаем, удалась ли работа, что особенно удачно, какие были ошибки, как можно исправить, обыгрываем рисунки. Дети сравнивают свои работы, учатся высказывать свое мнение.
Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое.
Так, например, обсуждая тему войны, праздника Победы в старшей группе, оказалось, что девочкам трудно нарисовать военную технику, а мальчики затрудняются в рисовании человека. И тогда мы решили объединиться по двое. Дети сами решили, с кем в паре будут работать, и кто что будет рисовать. Некоторым парам я помогала договариваться, уступать друг другу. Дети рисовали свой рисунок, а потом обменивались ими, договаривались, что и где нужно нарисовать.
Чаще всего в организованной деятельности дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок. Но бывает, мы создаем общие работы, поздравительные композиции, где объединяются изображения всех детей группы.
Например: приемом кляксографии мы рисовали цветы, а потом объединяли их в общую композицию. Перед детьми была поставлена проблема. Потом мы ее решали, обсуждали, что и как можно нарисовать, планировали последовательность работы, какие дополнения можно нарисовать и какие инструменты помогут в выполнении рисунка. Что бы цветы получились разного цвета, договаривались, кто и какой краской будет рисовать. В конце занятия, составляя общую композицию, дети передвигали детали, обсуждая, как лучше их расположить, замечали, что от этого меняется в картине.
Если дети замечают неудачные работы, стараюсь найти положительные моменты в готовом рисунке, подбодрить детей, предложить исправить или дорисовать рисунок пока мы беседуем, или в группе в свободное время.