Олеся Ковалева
Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
МДОУ Д/c №114 о. в
Воспитатель : Ковалева О. М
Аннотация: в статье рассмотрены теоретические вопросы по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром как инструментом формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. Дана характеристика словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, рассмотрена взаимосвязь предметного мира и расширение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова : предметный мир, пассивный словарь, активный словарь, развитие речи, младший дошкольник, речь, воспитатель, родители.
В младшем дошкольном возрасте расширяется словарный запас детей за счет наблюдательности, любознательности. Ребенок познает окружающий мир и его словарный запас пополняется новыми словами, он пытается понять значение новых слов. С целью освоения словарного состава родного языка с младшими дошкольниками организуется словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, в ходе которой происходит эффективное развитие словаря, количественное накопление слов, освоение их значений, умение использовать их в конкретных условиях общения. В младшем дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий его мир, совершает при этом различные действия трудовые, бытовые, познавательные. Для расширения словарного запаса необходимо постоянно знакомить ребенка с новыми явлениями, предметами и их наименованиями. Дети более уверенно начинают общаться между собой и взрослыми. У детей четвертого года формируется как активный, так и пассивный словарь Работа по формированию словарного запаса младших дошкольников проводится как в процессе занятий, так и в режимных моментах Важную роль в формирование словаря оказывает предметный мир, который окружает ребенка. У ребенка через ознакомление с предметным миром пассивный словарь переходит в активный. Когда ребенка знакомим и закрепляем знания о предметах ближайшего окружения, активный словарь пополняется словами, которые обозначают мебель, одежду, посуду, игрушки и т. д. Так же словарь пополняется, когда вместе с детьми рассматриваются части предметов, похожие предметы, например пальто и шуба, табурет и стул и т. д.). Предметный мир имеет очень большой спектр, это и цветовая гамма, форма и величина предметов, ориентировка в пространстве и во времени, все это способствует расширению словарного запаса младших дошкольников. Следовательно, словарь детей младшего дошкольного возраста активно обогащаются словами, которые обозначают окружающие их предметы. В ходе ознакомления с предметным миром учатся выделять и называть признаки предметов, их отнесенность к какой-либо группе и пространственное отношение. Одним из важных направлений словарной работы является предметный мир, которой постоянно окружает ребенка. Малыши с удовольствием смотрят на яркое весеннее солнце и дают ему определение, волнует детей сильный дождь и радуга в небе. В младшем возрасте словарь детей пополняется не только глаголами бежит, сидит, лежит, но и прилагательными: голубое, чистое, звенящий, и т. д. Задача воспитателя научить детей пользоваться не только активным словарем, но и пассивным. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. В силу нагляднодейственного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Раскрывая проблему развития словаря у младших дошкольников, мы убедились в актуальности данной темы. К этой проблеме обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи, педагоги и методисты прошлого и настоящего времени. В нашей работе мы рассмотрели особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста. Теоретические исследования показали, что наиболее эффективным средством развития словаря дошкольника является игровая деятельность. Именно она является основным видом деятельности ребенка, в которой формируются все стороны его развития. И действительно имеют определенные затруднения в употреблении многих слов, обозначающих названия предметов, их признаки и действия. Особенно это касается образования относительных прилагательных, подборе антонимов. Н есформированность предпосылок словаря вызывали трудности выполнения заданий и упражнений, дети, не находя слов для высказывания, старались передать их мимикой, жестами, телодвижениями или одним словом. На основе расширения знаний и представлений об окружающем мире нам необходимо было увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель, одежда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные, уточнять слова, которые употребляются в тех или иных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Галич Т. Н., Багаутдинова Г. Р. Роль предметного мира в процессе развития словаря у детей младшего дошкольного возраста // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов Всероссийской научнопрактической конференции (2 апреля 2020 г., г. Якутск -С. 46-49.
3. Миннуллина Р. Ф., Гумерова Р. Р. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром// Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (2 апреля 2020 г., г. Якутск -С. 140 -142 4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 5 (62) Т
4. Стефанова Н. Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи - М. : Учитель, 2017. - 690 c. 6. Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. - М. : Сфера, 2015. - 96 c. I