Светлана Лажуева
Формирование профессионально-творческих способностей у воспитателей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена анализу работы по формированию профессионально-творческих способностей. Описаны критерии и уровни развитию профессионально-творческих способностей у воспитателей ДОУ. Рассмотрены этапы реализации модели по развитию профессионально-творческих способностей у воспитателей ДОУ.
Ключевые слова. Профессионально-творческие способности, критерии, уровни, модель по развитию профессионально-творческих способностей, этапы реализации.
Публикация «Формирование профессионально-творческих способностей у воспитателей ДОУ» размещена в разделах
Annotation. This article analyzes the work on formation of professional and creative abilities. We describe the criteria and levels of development of professional creativity of teachers preschool. The stages of implementation of the model for the development of professional and creative abilities in pre-school teachers.
Keywords. Professional-creative abilities, criteria levels, the model for the development of professional and creative abilities, stages of implementation.
Введение. Вопросы формирования профессиональной компетентности педагога система образования России выдвигает на одно из первых мест. Одним из основных условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса является профессиональная компетентность.
Анализ темы исследования показал, что предназначение специалиста сферы образования изменилось. Особую социальную значимость приобретает внутренний мир, многообразие и многоаспектность специалиста, становление и развитие его творческих способностей.
Основанные на существующей потребности профессиональной адаптации и улучшения уровня организации педагогического процесса изменения ставят перед воспитателями ДОУ задачу по развитию профессионально-творческих способностей.
В основу мотивационной среды личности заложены: приоритет ценностных ориентаций, способность к саморазвитию, оригинальному креативному подходу к решению профессиональных проблем воспитателя.
В современной педагогике главным критерием мастерства воспитателя является результативность работы, которая проявляется в заинтересованности дошкольников к обучению, творчеству и самореализации. Профессионализм педагога проявляется в результатах его воспитанников.
В наше время необходима смена приоритетов переход к пониманию, в основе которого лежит человеческое развитие, а главной целью является раскрытие потенциальных возможностей и творческих способностей личности.
Неотъемлемым условием профессионального мастерства современных воспитателей является творчество. Профессионально-творческое мышление лежит в основе творческой деятельности воспитателя, оно выражается в умении осуществлять и проектировать профессиональную деятельность, используя известные методы и применяя собственные идеи, оригинальные способы решения поставленных задач. Профессионально-творческое мышление подразумевает способность воспитателя легко воспринимать перемены, умение изменяться самому, использовать имеющиеся знания, обогащать собственный опыт.
Профессионально-творческие способности воспитателя – это совокупность свойств и особенностей личности, которые характеризуют степень соответствия их требованиям профессионально-творческой деятельности, обуславливают уровень результативности, позволяют осваивать теоретические разработки и побуждают к поиску нетрадиционных решений.
Профессионально-творческие способности у воспитателей ДОУ рассматриваются как составная часть педагогического мастерства.
Ключевыми ресурсами, обеспечивающими высокий спрос на услуги специалиста являются: способность и готовность воспитателя быть субъектом творчества, готовить к жизни своих воспитанников.
Для определения уровня профессионально-творческих способностей воспитателей определены следующие критерии: мотивационный, познавательный, творческий; показатели и подобраны методики их определения.
Анализ научных исследований в области творческого развития личности (А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, А. Н. Лук, A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, А. Тейлор, Б. М. Теплов, Л. Л. Терстоун.) позволил выделить механизмы формирования ПТС у воспитателей. Основными механизмами являются: превращение когнитивного содержания в эмоциональное, мотивация профессиональной деятельности, рефлексия (С. Н. Бегидова, И. П. Калошина, Е. Л. Яковлева)
Процесс развития ПТС целесообразно строить на стадии решения познавательных проблем. Познавательными проблемами являются:
Интеллектуальная подготовка;
Постановка задачи;
Поиск вариантов решения задачи;
Анализ найденных вариантов;
Коррекция.
Сущность понятий «творческие способности», «педагогическое мастерство», «педагогические способности» позволили выделить следующие компоненты: профессионально-творческое мышление, профессионально-творческое воображение, знания на основе опыта, рефлексия.
Охарактеризуем каждый компонент.
1. Профессионально-творческое мышление развивается на основе знаний, умений, сформированных навыков. Данный процесс можно представить как умственную и практическую деятельность при решении необычных задач, чтобы профессионально-творческое мышление стало личностным свойством воспитателя необходимо сформировать опыт профессионально-творческого мышления.
2. Профессионально-творческое воображение. Творчество и воображение связаны между собой. Ведущей является зависимость: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Результатом развития различных видов творческой деятельности является специализация различных видов воображения. Проблема самосовершенствования педагога неразрывно связана с проблемой развития педагогического творческого воображения.
Для развития педагогического творческого воображения необходимы соответствующие психологические условия, которые можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним психологическим условиям успешности развития творческого воображения относятся: особенности личности; профессиональная направленность личности; личная устремлённость; опыт в области профессии.
К внешним, можно отнести: запас творческого потенциала педагогического коллектива; создание активного личностного климата; общий фон для развития воображения.
Сформированность положительных мотивов и осознание личной значимости зависит от эффективности работы по развитию творческого воображения. Они порождают интерес, увлечённость, эмоциональную напряжённость. Важным условием для развития творческого потенциала является приобщение к эстетическим ценностям.
3. Знания на основе опыта. Педагогическая деятельность подразумевает проявление постоянного разностороннего творчества, она предполагает наличие у воспитателя совокупности творческих способностей, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, самостоятельность суждений и выводов.
4. Рефлексия. Важно отметить несколько моментов, акцентирующих роль рефлексии в профессиональной деятельности :
При освоении профессиональной деятельности необходима рефлексия;
Контроль и управление процессом усвоения осуществляется на основании рефлексии;
Рефлексия необходима при изменении условий образовательной деятельности;
Рефлексия является одним из основных механизмов развития деятельности.
Психолог А. А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, который проявляется в способности воспитателя входить в активную позицию по отношению к своей деятельности.
Существует несколько этапов для развития ПТС воспитателей.
1 этап – информационный. Он направлен на овладение, под руководством старшего воспитателя, алгоритмом творческого решения задач, на формирование репродуктивных умений использования данного алгоритма.
2 этап – нормативно-творческий – ориентирован на развитие творческого воображения, приобретение навыков самостоятельной деятельности, на использование решения задач с элементами новизны.
3 этап – собственно-творческий – предполагает умение формировать навыки самостоятельной постановки проблемы, её анализа и решения.
Каждый этап имеет свои цели, задачи, методы, средства работы.
При формировании ПТС воспитателей ДОУ используют следующие методы и формы.
Формы работы :
Проблемная лекция – пробуждает у воспитателей интерес к изучаемым вопросам, стимулирует активность и самостоятельность в поиске дополнительной информации, знания приобретаются самостоятельно в процессе решения проблемы. Разновидностями проблемной лекции являются: пресс-конференция, лекция-провокация, лекция-диалог.
Практические и семинарские занятия проблемного характера проводятся в форме : дискуссий по отдельным вопросам; обсуждение и решение конкретных профессиональных задач, в ходе которого развиваются умения формулировать и разрешать проблемы.
Деловые игры, которые являются своеобразным активным методом подготовки кадров, включают в себя исследования, тренинги.
Литература.
Александров В. Б. Понимание и социально познавательный опыт субъекта / В. Б. Александров //Опыт и его место в социальном познании. -Калининград: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1984. - С. 129 - 139.
Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. -М., 1979. -134с.
Бизяева А. А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева. - Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — М., 1996.- 384.
Костюк Г. С. Принципы развития в психологии / Г. С. Костюк // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. : Наука, 1969.-С. 118-152.
Лук А. Н. Учить мыслить / А. Н. Лук. – М. : Знание. – 1975. – 96 с.
Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М. : Педагогика, 1976. -280с.