Расторгуева Елена
Формирование музыкальной культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Актуальность формирования музыкальной культуры у дошкольников заключается в нынешней угрозе духовного оскудения личности, опасности утраты нравственных ориентиров. Это одна из основных проблем, стоящих перед современным обществом. Воспитание подрастающего поколения должно быть обеспечено нравственным аспектом, которое противостоит потребительству, как форме существования, утрате духовных ориентиров, понижению степени образованности. Сейчас, как никогда необходимо возрождать нравственно-эстетические приоритеты в системе воспитания детей дошкольного возраста, формировать потребность в активной интеллектуальной деятельности каждого индивидуума.
Публикация «Формирование музыкальной культуры у дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры.
В музыкальной социологии и философии существует первостепенное, по своему значению понятие, как музыкальная культура общества. Часто оно подменяется с понятием музыка, хотя их различие четко обрисовывается в работах Р. Груббера. Он отметил, что музыкальная культура гораздо шире восприятия музыкальных произведений, в нее входят как и различные проявления самой музыки, так и область ее социального воздействия, словом – вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики.
Музыкальная культура несет в себе и социальную функцию. Она находится в сложной системе взаимодействия разных уровней. Музыкальная культура представляет собой социальные участки взаимодействий:
1. Создание и охрана музыкальных ценностей в социальном обществе.
2. Деятельность по созданию, хранению, воспроизведению, распространению и использованию музыкальных ценностей.
3. Субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями и навыками, другими качествами, обеспечивающими ее успех.
4. Учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.
Культура в целом имеет систему более низких уровней: художественная культура общества, духовная и музыкальная культура общества.
Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество. Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно совершенствуется опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, выражающееся в проявлении формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.
Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и развития на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства является одним из важнейших условий формирования основ музыкальной культуры детей.
Учёные, как отечественные, так и зарубежные, утверждают, что воздействия извне, в том числе и музыкальные, участвуют в формировании человека ещё до рождения, на эмбриональной стадии развития. Так, американский учёный Энтони де Каспер, английский учёный Томас Верн высказывают предположения о том, что зародыш способен запоминать звуковые впечатления с восьми месяцев, а возможно и ранее. В настоящее время ведутся исследования в области пролонгированного эффекта систематического звукового воздействия – от эмбриональной стадии к дошкольному возрасту.
Музыкальная культура детей, начиная с самого первого года жизни и до трёх лет формируется в процессе общения с родителями. Важную роль здесь играет общение ребё нка с матерью: музыка материнского голоса, ритм, темп, интонация и динамика речи и пения являются важнейшими средствами приобщения ребёнка к музыке, формирования у него устойчивого заинтересованного отношения к музыкальному искусству.
К двум с половиной – трём годам, когда ребёнок начинает овладевать речью. Так речевой слух становится своеобразным антиподом слуху интонационному. Очень важно продолжать развитие интонационного слуха параллельно с речевым. Обогащение интонационно-слуховых представлений ребёнка расширяет его эмоциональную сферу, создавая благоприятные условия для формирования основ его музыкальной культуры.
Известно, что до трёх лет музыкальная культура детей формируется главным образом в домашней обстановке в процессе общения с близкими, в первую очередь с матерью. Необходимо, чтобы ребёнка с ранних лет окружала насыщенная положительными эмоциями музыкальная среда. При продуманной организации музыкальной деятельности родителями к трёхлетнему возрасту ребенок способен воспризводить компоненты музыкального сознания : как музыкальные эмоции, потребность в музыке и простейшие суждения о музыке.
С четвёртого года жизни у детей формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способности ценить красоту в жизни и искусстве.
Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народные мелодии и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека на выявление важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека, прежде всего ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер.
Палитра классической музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.
Видный отечественный ученый, психолог Г. С. Тарасов отмечает, что музыкальная классика более всех других видов развивает детей, выполняет множество жизненно важных задач, воспитывает в детях «…чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, организует жизненную позицию ребят в мире музыки. В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи» (Радынова О. П. «Музыкальные шедевры», 2000г, стр 56).
Влияние музыки в развитии нравственно-эстетического вкуса детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к мировому музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начала, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
2. Комиссарова Л. Н. «Ребенок в мире музыки. Ребенок в детском саду». – 2005г. № 1, 13-18с.
3. Матонис В. П. «Музыкально-эстетическое воспитание личности». – Л. : Музыка, 1988г.
4. На пути к музыке : Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учрежденией. Т. Ю. Кулагина, Т. А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО, 999 – 72с.
5. Праслова Г. А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста». Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб. Детство-Пресс, 2005г. – 384с.
6. Рыданова О. П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. «Издательство ГНОМ и Д», 2000г. – 80с.
7. Тарасова К. В., Петрова М. Л., Рубан Т. Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М. : «Мозаика-Синтез», 2001г. – 128с.
8. Форраи К. «Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста. Музыкальное воспитание в современном мире», — М. : Центр «Гармония». 1973г.