Алена Насникова
Формирование мотивации достижений у дошкольников в спорте
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование мотивации достижений у дошкольников в спорте»
В современном мире, все больше растет интерес и социальная значимость к спорту, спортивно массовой работе, от нее зависит будущее формирование спортивных резервов, и конечно в результате этого спортивные достижения. Это дает возможность добиваться значительных успехов в спорте на соревнованиях разного уровня, а так же благоприятствует формированию и развитию спортивного движения в нашей стране, что повышает чувство патриотизма и создает условия для самореализации личности. Работа в этом направлении позволяет не только решать спортивно-организационные задачи, но и способствует физическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Формирование личности средствами спорта начинается с детского возраста, где побуждающей силой включения в спортивную деятельность выступает мотивация.
Публикация «Формирование мотивации достижений у дошкольников в спорте» размещена в разделах
Психологические условия формирования спортивной мотивации, заставляющие детей участвовать в соревнованиях, систематично тренироваться, работать над собой, налаживать общение со сверстниками, отказываться от заманчивых, развлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных соревнований, прикладывать усилия для преодоления трудностей, пока еще остаются не до конца изученным явлением. Еще менее изученным процессом в структуре развивающейся личности остается формирование мотивации достижения в спорте
Это существенно осложняет решение задачи не только вовлечь детей дошкольного возраста в занятия спортом, но и поддерживать их спортивную активность на достаточно высоком уровне, не давая ей снижаться в ситуациях, связанных с неудачами на соревнованиях, разочарованиями в полученных результатах, монотонностью и напряженностью тренировок.
Все спортсмены нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Для детей, родители являются примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Когда у детей присутствует мотивация, то они формируют свои способности собственными силами. Мотивированные дети интересуются как получить новую информацию, которая поможет им достичь желаемых результатов. Кроме этого, мотивация подтолкнет детей к сосредоточению на получение новых знаний и умений. Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки, т. к. в этот самый ответственный период самыми важными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения. По результатам опроса тренеров, именно в этот период наблюдается большое количество случаев прекращения детьми систематичных тренировок по причине отсутствия мотивации к ним. Это определяет необходимость в остром внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе подготовки. Главная составляющая мотивации в спорте — самомотивация на победу. Известно, что со спортсменами работают психологи, помогая им преодолеть боязнь победы и неуверенность в победе. У детей дошкольного возраста появляется желание общаться с родителями, походить на них. Это значит, что ребёнок 3–6 лет получает сильные и значимые положительные эмоции от контакта с родителями. Положительные эмоции — это как раз та связка, с помощью которой мы прикрепляем новую мотивацию к уже имеющейся. Как прикрепляем? Путём совмещения в ситуации того в чём ребёнок уже заинтересован и того в чём мы хотим его заинтересовать. Если родитель всегда встречает после тренировки и соревнования с улыбкой, и даже проговаривает, ситуацию, конкретные вещи, которые понравились из увиденного, то сформировать мотивацию к спорту гораздо легче. Хвалить детей конечно надо, но похвала сама по себе не всегда имеет мотивирующее действие.
Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях. Вот эти 6 механизмов:
1. Поощрять исследование окружающей среды
2. Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
3. Хвалить ребёнка за совершённые достижения
4. Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
5. По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
6. Стимулировать языковое и символическое общение
Выполнение всех 6 условий поможет вашим детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.
Инструктор по физической культуре
Насникова А. С.