Мария Владимировна Юдакова
Формирование финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мария Владимировна Косиенко
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлен анализ проблемы финансового воспитания старших дошкольников. Раскрыта потребность современного общества в финансово-грамотном поколении. Обоснованы условия формирования финансовой культуры у старших дошкольников.
Публикация «Формирование финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Ключевые слова: экономическое мышление, финансы, экономическое воспитание, финансовая культура, финансовая грамотность.
Перестройка социально-экономической жизни, попытки перехода к рыночной экономике потребовали экономических знаний и соответствующей экономической культуры от населения. Культура в сфере финансов, так же как и любая другая, осваивается человеком в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе постоянного повторения и закрепления, направленного на практическое закрепление полученных знаний и навыков.
Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребёнок с ранних лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги.
Работы многих исследователей подтверждают необходимость и значимость формирования основ финансовой культуры у детей уже в дошкольном возрасте [1]. Особое значение имеют исследования В. С. Дудик, А. Ф. Аменда, Ю. К. Васильева, В. Г. Афанасьева, О. В. Вощенкова, Н. Г. Гордиенко, Е. Н. Камышеченко, М. И. Ермоленко, К. Я. Кленог, Н. В. Лебедева, С. А. Малинина, А. С. Нисимчук, Т. Н. Пильщиковой, А. А. Преснова, Г. А. Романовой, И. Г. Рябовой, И. А. Сасовой, Б. П. Шемякина, А. А. Саламатова, которые посвящены экономическому воспитанию и образованию подрастающего поколения.
Формирование финансовых представлений осуществляется с помощью различных педагогических методов и средств. Педагог, используя всевозможные формы работы, делает процесс познания экономики интересным, доступным в первую очередь для детей. В работе с детьми очень важно говорить о сложном мире финансов на доступном им языке. В связи с чем наиболее эффективными в формировании финансовой культуры детей выступают игры. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий [3].
Главное, что важно соблюдать, при реализации стратегии «финансового» воспитания дошкольника, по мнению Голуб Л. А., - это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это эффективный путь к развитию самостоятельности мышления старшего дошкольника [2].
Сизоненко О. А. утверждает, что систематическое упражнение дошкольников в решении экономических задач развивает их умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу [4].
На основе всего выше сказанного, мы можем вывести принципы «финансового воспитания» :
1) Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Только ребёнок может распоряжаться своей собственностью. И это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т. д. Если родители оговорили, что данная вещь принадлежит ребенку - нельзя запретить ему распоряжаться так, как он сам этого хочет (подарить кому-то, или обменять, или просто испортил)
2) Только полное осознание последствий своего поступка может в будущем остановить ребенка от неверного шага. Когда появляется новая вещь, естественно, надо обязательно найти ей «хозяина» и в лёгкой форме объяснить ребенку, как он может распоряжаться ею и т. д.
3) Принять то, что убытки неизбежны. Никакой опыт не бывает бесплатным. Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» - которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Задача педагогов и родителей здесь - не ругать и укорять, а разбираться в каждой проблеме с чисто исследовательской целью.
4) Всегда объяснять ребёнку, почему потратить деньги можно именно таким образом, а не по-другому. В покупке важна не она сама, а обсуждение - возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими, необходима ли эта вещь сейчас и всем ли она принесёт пользу. Это формирует у ребенка умение выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Будет полезно советоваться с ним и при совместных покупках. В этом случае можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки и получить взгляд со стороны.
5) Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае - не обещать невыполнимого.
6) Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально - с 3х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении [5].
Проанализировав основные подходы к проблеме финансового воспитания дошкольников, нами было обнаружено, что у педагогов дошкольных учреждений возникают некоторые сложности в формировании основ финансовой культуры, что в дальнейшем приводит к безграмотному отношению к деньгам и не способствует финансовому благополучию детей в будущем.
Анализ состояния педагогической теории и практики позволил выявить существенное противоречие между потребностью общества в финансово-грамотном поколении и недостаточной разработанностью процесса формирования финансовой культуры у детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Экспериментальное изучение проблемы формирования финансовой культуры детей в дошкольном возрасте проходило поэтапно. На первом этапе нами была проведена диагностика с целью выявления уровня сформированности финансовой культуры у детей. В эксперименте всего участвовало 12 детей 6-7 лет.
Диагностические задания были направлены на выявление знаний детей в следующих наиболее существенных сферах экономики:
1) знания в области социально-экономической сферы;
2) знания в области товарно-денежных отношений;
3) знания в области производства и связанных с ним вопросов;
4) знания в области информационно-организаторской сферы;
В результате диагностики лишь у 10% дошкольников был выявлен высокий уровень; у 38 % детей - средний уровень и 52 % воспитанников имеют низкий уровень сформированности финансовой культуры.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что дети в этом возрасте уже свободно оперируют такими понятиями как: деньги, доход, расход, товар, материалы, но при этом они имеют не правильное представление о том, откуда берутся деньги, а именно, что их нужно заработать. Многие отвечали, что деньги берутся из банка, кошелька, кредитной карты. Это ещё раз доказывает актуальность выбранной темы и то, что работа по формированию финансовых представлений должна вестись не только педагогами, но и родителями, чтобы способствовать развитию таких качеств у детей, как самостоятельность, бережливость, экономность, трудолюбие, и в дальнейшем послужит надежной основой для самовоспитания культурного человека.
Полученные результаты послужили основанием к разработке программы формирующего эксперимента, в основу которого легла система занятий, а также серия развивающих игр экономической направленности, которые проводились с детьми в свободное время.
Организация работы с детьми строилась с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
При разработке системы занятий нами учитывался интерес детей к финансовым аспектам жизни (деньгам, процессам купли-продажи, обмену, который заключает в себе огромный не только информационный, но и нравственный потенциал и способствует становлению ценностных ориентаций детей и их нравственных позиций.
На занятиях дошкольники с большим интересом знакомились с понятием монеты, денег, умению их зарабатывать, хранить, делать бизнес и т. д. Тема денег очень интересовала детей, они с интересом и большим увлечением рассматривали монеты, слушали, не отвлекались, были полностью увлечены.
Повторное диагностическое исследование позволило нам обнаружить не только количественные, но и качественные изменения в формировании финансовых представлений в частности, но и финансовой культуры дошкольников в целом. Положительная динамика говорит нам о том, что знания детей стали более глубокими, ребята стали более рациональными, бережливыми и деловитыми, что способствует формированию у воспитанников правильного представления о семейном бюджете, деньгах, расходах и доходах.
Полученные представления о финансовом мире помогут детям стать самостоятельными и успешными людьми, принимающими грамотные и взвешенные решения.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа, позволила заключить, что знакомство с финансовым миром способствует не только формированию у детей разумных экономических потребностей и, стимулирует у них мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам, но и способствует формированию финансовой культуры и экономического мышления.
Литература
1. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. С. 89 с.
2. Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика [Текст] : Учебное пособие для вузов/ Л. А. Голуб. - М. : Владос, 2001.
3. Сидякина Е. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории. Тольятти: НаукаПолис,2017.
4. Сизоненко О. А. Формирование финансовой грамотности у дошкольников / О. А. Сизоненко, О. В. Забровская // Электронный студенческий журнал "СТРИЖ". - 2021. - № 4 (39). - С. 107-109.
5. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? [Текст]/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание, 1989.