Обухов Сергей Александрович
Физическое воспитание умственно отсталых учащихся с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
«Физическое воспитание умственно отсталых
учащихся (с интеллектуальными нарушениями)»
Подготовили:
С. А. Обухов, педагог-наставник,
учитель физической культуры,
Иваненко Е. В., учитель адаптивной
физической культуры
Умственно-отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы. У умственно-отсталых детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию : со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики. Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стёртыми двигательными нарушениями, которые к школьному возрасту скомпенсировались, но проявляются как комплексные нарушения движений при значительной нагрузке. Выявление возможностей умственно отсталого ребёнка и коррекция дефектов его развития требует специальных методических приёмов. Физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.
Публикация «Физическое воспитание умственно отсталых учащихся с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Опыт показывает, что умственно-отсталые дети способны адаптироваться в бли-жайшем для них окружении, что, безусловно, является показателем и результатом их общего психического развития, в том числе и интеллектуального.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением, и занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории учащихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует их социальной интеграции.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
– коррекция нарушений физического развития;
– формирование двигательных умений и навыков;
– развитие двигательных способностей в процессе обучения;
– укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
– раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребёнка для освоения до-ступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
– формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упраж-нений;
– формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений;
– воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
– воспитание нравственных, морально-волевых качеств (смелости, настойчивости). навыков культурного поведения.
Коррекция недостатков психического и физического развития с учё том возрастных особенностей обучающихся предусматривает:
– коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
– формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной дея-тельности.
Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физи-ческого развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствова-ние психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклоне-ний. Коррекционно-развивающие и образовательные задачи решаются на одном и том же учебном материале, но имеют отличия. для образовательных задач характерна высокая сте-пень динамичности, так как они должны соответствовать программному содержанию обуче-ния. Коррекционно-развивающим задачам свойственно постоянство, так как они решаются на каждом занятии. Физическая культура для детей с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) является одной из эффективных форм их социализации, представ-ляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей, коррек-ции нарушений их развития.
Программа по физической культуре и адаптивной физической культуре составлены с учётом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности умственно-отсталых детей (с интел-лектуальными нарушениями). Материал программы даёт возможность оказывать как избира-тельное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения. Про-грамма учитывает особенности познавательной деятельности умственно-отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание программ отражено в разделах: «Гимнастика», «Лёгкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работ.
– беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоро-вья и коррекции нарушенных функций;
– выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
– выполнение физических упражнений под словесную инструкцию учителя;
– самостоятельное выполнение упражнений;
– занятия в тренирующем режиме;
– развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, лёгкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Фи-зические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупрежде-ние травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимна-стических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения) : ос-новные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого поя-са; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования пра-вильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обруча-ми; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равнове-сие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной диффе-ренцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомле-ние учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с пра-вильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15 – 20 м. Медленный бег с сохранением пра-вильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с вы-соким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на ско-рость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Про-извольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Ме-тание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Подвижные игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во вре-мя игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу)
Практический материал:
– Подвижные игры;
– Коррекционные игры;
– Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лаза-нием; метанием и ловлей мяча, построениями и перестроениями;
Спортивные игры
• Баскетбол.
Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом.
Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.
Практический материал.
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Останов-ка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя рука-ми на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя рука-ми в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача. Подвижные игры на основе баскетбо-ла. Эстафеты с ведением мяча.
• Волейбол.
Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, пре-дупреждение травматизма при игре в волейбол.
Практический материал.
Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.
Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.
• Настольный теннис.
Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований. Тактика парных игр.
Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева, справа, прямые с вращением мяча. Одиночные игры.
Основной формой работы по физическому воспитанию в школе является урок. Каж-дый урок планируется в соответствии с основными требованиями: постепенное повышение нагрузки в упражнениях и переход к концу урока к успокоительным упражнениям; чередо-вание различных видов упражнений (гимнастических, легкоатлетических, игровых); подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.
Урок состоит из четырё х этапов: вводный, подготовительный, основной, заключи-тельный. Этапы урока методически должны быть связаны между собой. К каждому тапу подбираются упражнения и сочетаются в таких пропорциях, чтобы обеспечить всестороннее воздействие на учащихся. Достижение названных целей и задач, решение проблем во время занятий происходит за счёт правильного выбора структуры лечебно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих технологий, как совокупности приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Структура занятий строится с учё том методических положений с использованием со-временных методов обучения: словесного инструктирования, совместного действия ребёнка и педагога, движения в игровой форме под музыкальное сопровождение с осуществлением индивидуального подхода. Цель уроков – содействовать развитию у учащихся внимания, памяти, мышления, пространственных и временных ориентировок, воспитывать чувство товарищества, навыки культурного поведения, дисциплину.
На уроке применяются специальные педагогические приёмы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности детей : обучить названию движений и исходных положений, предлагать запоминать комбинации упражнений, различение движений по темпу, объёму, плавности. Широко применяются упражнения, которые требуют чёткой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений: метание в цель, подбрасывание мяча, бросание мяча об пол, о стену так, чтобы он отлетел на заданное расстояние, перебрасывание мяча в шеренгах, прыжки на точность приземления, упражнения в равновесии; игры, требующие точности движений. Внедрение в практику физического воспитания указанных средств и приёмов содействуют не только коррекции недочётов двигательной сферы, но и интеллектуальной деятельности.
Необходимо учитывать проведение занятий на свежем воздухе. Помещение, отведён-ное для занятий, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, оборудовано современным спортивным инвентарём, пособиями, аптечкой первой помощи.
Физическое воспитание, кроме уроков физической культуры, включает мероприятия по соблюдению режима дня, внеклассную, внешкольную физкультурную работу. Внекласс-ная работа – это одна из форм педагогического процесса, которая способствует выявлению одарённых учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нару-шениями). Организация внеклассной работы (спортивные праздники, «Весёлые старты», соревнования различного уровня, Специальная олимпиада) позволяет развить спортивные способности детей с учётом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаний, стремлению работать, развивать свою одарённость. Ни одна из форм работы не даёт таких широких возможностей для проявления способностей, так как сочетает тематическую спортивную олимпиаду и соревнование, беседу и диалог, индивидуальные задания и работу в группе, где формируются коммуникативные навыки.
Возможность сочетания различных методов, способов, приёмов и форм при проведе-нии мероприятий способствует повышению эффективности обучения и воспитания.
Технологии коррекционно-развивающего образования, здоровьесберегающие, игро-вые, личностно-ориентированные, индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход широко применяются при организации образовательного процесса на уроках физической и адаптивной культуры, внеклассной работы. При системно-деятельностном подходе учитель должен владеть технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. У учащихся формируется контрольно-оценочная деятельность (они сами оценивают свою деятельность на уроке, умение находить причины затруднений, определять, что ещё не усвоено на уроке, задачи и тему урока определяют сами учащиеся при помощи учителя, задающего при этом наводящие вопросы и задания.
Результативность усвоения программного материала оценивается по динамике разви-тия физических качеств, которые корригируются и совершенствуются в процессе обучения, степенью усвоения умений и навыков и переносу их в свободную самостоятельную деятель-ность. Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское психолого-педагогическое обследование, определение уровня физической подготовленности и двига-тельных возможностей, уровня развития психических процессов обучающихся.
При систематическом целенаправленном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей, наличии рабочих и индивидуальных программ по физической культуре и адаптивной физической культуре, комплексном применении здоровьесберегающих техноло-гий – положительная динамика реальна.
Методическая литература
1. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко-отсталыми детьми : Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – Москва, 1960.
2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. /Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.
3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.
4. В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. М. : «ВАКО», 2004.
5. Г. П. Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обуче-ния. – М. : «Т Сфера», 2009.
6. В. С. Кагорова. Книга учителя физической культуры. – М. : «Физкультура и спорт», 1973.
7. А. М. Митяева. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М. : «Академия», 2008.
8. И. М. Бгажнокова. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Про-граммно-методические материалы. /Под ред. к. п. н., профессора И. М. Бгажноковой. – Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013.