Ольга Туголукова
Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника
«Какое… счастье получить доброе
истинно-христианское воспитание,
вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе,
вступить в лета мужества»
(Святитель Феофан Затворник)
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника» размещена в разделах
Музыка играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в развитии чувственных начал в маленьком человеке, обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует внутренний мир ребенка.
Музыкальное восприятие пробуждают чувства ребенка: пение рождает способность переживать настроение не только через музыкальный образ, но и посредством поэтического текста, побуждает детей к осмыслению духовных и нравственных начал, танец способствует выражению своих чувств и переживаний в двигательной активности ребенка, слушание музыки, воздействуя на эмоциональную сферу, помогает воспитывать душу.
Правильный подбор музыкального и песенного материала содействует развитию у детей эмоциональной сферы: выражение разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение). Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.
В нашем детском саду, ежегодно и систематически, реализуется проект «Основы христианских праздников дошкольникам», в основу которого положены краткие сведения о сути христианских праздников, нравственных нормах поведения, а так же их истории, традициях, национальных особенностях празднования. Знакомство с основами христианства проводится в форме беседы и просмотра детьми мультипликационных фильмов, презентаций, слушания песнопений и колокольного звона. Большое влияние оказывают на детей подобранные мной по этой теме песни и танцевальные композиции. Первоначальные понятия даются детям уже в младшей группе. После просмотра мультфильма о сотворении мира Богом, они разучивают песенку «Бог сотворил меня», размышляя над текстом которой мы говорим с детьми об уникальности и неповторимости каждого мальчика или девочки. Заканчивается песенка словами «Бог сотворил всех нас!», после которых дети могут просто обнять друг друга. О том, что Бог всегда все видит и заботится о каждом из них поется в следующей песенке:
«На ладони Божьей птичку не пугает зло,
На ладони Божьей человеку так светло,
Каждый найдет там место, маленький и большой
и никому не тесно на ладони чудной той!» Слова этой простой песенки дают чувство защищенности и покоя, исполняется песенка с движениями по тексту.
В средней группе я уж начинаю использовать театрализацию. В мини спектаклях «Благодарный заяц», «Маша и рукавички», «Рождественский теремок» поднимаются темы взаимопомощи и сострадания, песенный репертуар «Яркая звездочка», «Праздник воскресенья» уже несет в себе информацию о праздниках Рождество и Пасха.
В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют ясное представление о сотворении мира, Рождестве Христовом и Светлом воскресении. В процессе подготовки к этим праздникам используются театральные постановки, песенный репертуар с глубоким духовным смыслом, культивирующий такие качества личности как доброта, сострадание, бескорыстная помощь, милосердие. В танцевальном творчестве детей к основным христианским праздникам использую песенное сопровождение: «Новая звезда» Юрия Верижникова, «Детская молитва», репертуар детской вокальной студии «Снежинка».
Вовлечение детей в театральные постановки заставляет их задуматься о нравственных ценностях. «Я не хочу исполнять роль Аленушки, потому что она не помогла зайчику и мишке» - сказала мне главная героиня пасхального спектакля, но узнав, что в конце сказки Аленушка исправилась в своем поведении, попросила прощения и стала послушной, девочка согласилась.
Театральная постановка «История накануне Пасхи» помогает детям осознать ценность взаимопомощи и милосердия. Этот спектакль рассказывает о двух вдовицах и страннике, который собирал милостыню для погорельцев. Пожалела своего добра жадная девица, отдала лишь старую калошу, а добрая от чистого сердца отдала все что имела. Случился пожар, и дома их сгорели, и остались вдовицы только с тем, что отдали страннику. У доброй сохранилось все, а жадная осталась ни с чем. Осознала жадная вдовица всю плачевность своего поступка и горько заплакала. Но пожалела ее добрая девица, простил её странник, и как вывод прозвучали слова:
Что пожалеешь — то вовек сгорит,
А что отдашь — то золотом стоит!
Глубока по смыслу и другая история про Макара, который в Пасху Бога в гости ждал, да только пришедшего помириться соседа - прогнал, нищей старушке Макар не помог, и голодную собаку не пустил на порог. Не знал Макар что Бог «…по-всякому приходить может». Попросил Макар прощения у Бога и приютил в своем доме страждущих девушек, оставшихся без крова. Закончилась театральная постановка финальной песней, в которой прозвучали такие слова: «Так дано много, так легка трата, возлюби Бога, полюби брата, накорми пташку, пожалей кошку, дай больным чашку, а другим ложку. Так уж Всевышний создал: мы - люди, не когда дышим, а когда любим».
Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребенок принимает активное участие. Нужно отметить, что этот проект не перегружен назидательностью, содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей.
Работа по нравственному воспитанию в рамках проекта не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, показывают подарки, полученные в ходе праздников, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома. Хочется отметить необходимость и в предварительной работе с ребятами перед праздниками Рождества, Пасхи. Воспитатели детям читали художественные произведения к празднику, учили с ними стихи, беседовали о семейных традициях, рассматривали картины, иллюстрации. На музыкальных занятиях дети имели возможность прослушать церковные песнопения, колокольный звон, духовную музыку в исполнение на органе. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.
Таким образом, последовательная, систематическая, грамотно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию в музыкальной деятельности воспитанников способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к окружающим людям, формирует личностные качества маленького человека, открывает огромный мир добра, света, красоты и учит их творчески преображать окружающий мир.