Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника

Ольга Туголукова
Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника

«Какое… счастье получить доброе

истинно-христианское воспитание,

вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе,

вступить в лета мужества»

(Святитель Феофан Затворник)

Публикация «Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника» размещена в разделах

Музыка играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в развитии чувственных начал в маленьком человеке, обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует внутренний мир ребенка.

Музыкальное восприятие пробуждают чувства ребенка: пение рождает способность переживать настроение не только через музыкальный образ, но и посредством поэтического текста, побуждает детей к осмыслению духовных и нравственных начал, танец способствует выражению своих чувств и переживаний в двигательной активности ребенка, слушание музыки, воздействуя на эмоциональную сферу, помогает воспитывать душу.

Правильный подбор музыкального и песенного материала содействует развитию у детей эмоциональной сферы: выражение разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение). Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.

В нашем детском саду, ежегодно и систематически, реализуется проект «Основы христианских праздников дошкольникам», в основу которого положены краткие сведения о сути христианских праздников, нравственных нормах поведения, а так же их истории, традициях, национальных особенностях празднования. Знакомство с основами христианства проводится в форме беседы и просмотра детьми мультипликационных фильмов, презентаций, слушания песнопений и колокольного звона. Большое влияние оказывают на детей подобранные мной по этой теме песни и танцевальные композиции. Первоначальные понятия даются детям уже в младшей группе. После просмотра мультфильма о сотворении мира Богом, они разучивают песенку «Бог сотворил меня», размышляя над текстом которой мы говорим с детьми об уникальности и неповторимости каждого мальчика или девочки. Заканчивается песенка словами «Бог сотворил всех нас!», после которых дети могут просто обнять друг друга. О том, что Бог всегда все видит и заботится о каждом из них поется в следующей песенке:

«На ладони Божьей птичку не пугает зло,

На ладони Божьей человеку так светло,

Каждый найдет там место, маленький и большой

и никому не тесно на ладони чудной той!» Слова этой простой песенки дают чувство защищенности и покоя, исполняется песенка с движениями по тексту.

В средней группе я уж начинаю использовать театрализацию. В мини спектаклях «Благодарный заяц», «Маша и рукавички», «Рождественский теремок» поднимаются темы взаимопомощи и сострадания, песенный репертуар «Яркая звездочка», «Праздник воскресенья» уже несет в себе информацию о праздниках Рождество и Пасха.

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют ясное представление о сотворении мира, Рождестве Христовом и Светлом воскресении. В процессе подготовки к этим праздникам используются театральные постановки, песенный репертуар с глубоким духовным смыслом, культивирующий такие качества личности как доброта, сострадание, бескорыстная помощь, милосердие. В танцевальном творчестве детей к основным христианским праздникам использую песенное сопровождение: «Новая звезда» Юрия Верижникова, «Детская молитва», репертуар детской вокальной студии «Снежинка».

Вовлечение детей в театральные постановки заставляет их задуматься о нравственных ценностях. «Я не хочу исполнять роль Аленушки, потому что она не помогла зайчику и мишке» - сказала мне главная героиня пасхального спектакля, но узнав, что в конце сказки Аленушка исправилась в своем поведении, попросила прощения и стала послушной, девочка согласилась.

Театральная постановка «История накануне Пасхи» помогает детям осознать ценность взаимопомощи и милосердия. Этот спектакль рассказывает о двух вдовицах и страннике, который собирал милостыню для погорельцев. Пожалела своего добра жадная девица, отдала лишь старую калошу, а добрая от чистого сердца отдала все что имела. Случился пожар, и дома их сгорели, и остались вдовицы только с тем, что отдали страннику. У доброй сохранилось все, а жадная осталась ни с чем. Осознала жадная вдовица всю плачевность своего поступка и горько заплакала. Но пожалела ее добрая девица, простил её странник, и как вывод прозвучали слова:

Что пожалеешь — то вовек сгорит,

А что отдашь — то золотом стоит!

Глубока по смыслу и другая история про Макара, который в Пасху Бога в гости ждал, да только пришедшего помириться соседа - прогнал, нищей старушке Макар не помог, и голодную собаку не пустил на порог. Не знал Макар что Бог «…по-всякому приходить может». Попросил Макар прощения у Бога и приютил в своем доме страждущих девушек, оставшихся без крова. Закончилась театральная постановка финальной песней, в которой прозвучали такие слова: «Так дано много, так легка трата, возлюби Бога, полюби брата, накорми пташку, пожалей кошку, дай больным чашку, а другим ложку. Так уж Всевышний создал: мы - люди, не когда дышим, а когда любим».

Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребенок принимает активное участие. Нужно отметить, что этот проект не перегружен назидательностью, содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей.

Работа по нравственному воспитанию в рамках проекта не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, показывают подарки, полученные в ходе праздников, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома. Хочется отметить необходимость и в предварительной работе с ребятами перед праздниками Рождества, Пасхи. Воспитатели детям читали художественные произведения к празднику, учили с ними стихи, беседовали о семейных традициях, рассматривали картины, иллюстрации. На музыкальных занятиях дети имели возможность прослушать церковные песнопения, колокольный звон, духовную музыку в исполнение на органе. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

Таким образом, последовательная, систематическая, грамотно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию в музыкальной деятельности воспитанников способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к окружающим людям, формирует личностные качества маленького человека, открывает огромный мир добра, света, красоты и учит их творчески преображать окружающий мир.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Воспитание из всех святых дел самое святое Феофан Затворник Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в разных видах деятельности Введение «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколенияДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения «В детстве, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…».

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Актуальность темы обусловлена проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. С течением времени ребенок.

Проект «Духовно-нравственное воспитание» Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Каргопольский детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 11:01
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Туголукова (УИ 604427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД