Елена Фиклеева
Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину. Сенсорная система - это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и воспитании детей со сложными и множественными нарушениями развития. Дети со сложными нарушениями развития – это, как правило, дети с врожденной патологией, у которых отмечаются аномалии развития органов чувств. А это значит, что они с первых дней жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации.
Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за детьми данной категории позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорного развития и интеграции детей со сложными нарушениями развития. Очевидно, что слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения деятельностью, а так же жизненно необходимыми двигательными и социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии данной категории детей.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, И. А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т. А. Басиловой, М. А. Боровской, Т. В. Лисовской. Все они сходятся в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации. Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается.
Одной из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых, …) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в недоразвитии у них способности к приему, переработке и хранению информации, недостаточности словесного опосредования, а так же в возникновении различного рода функциональных перестроек. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями) характерны более поздние сроки становления сенсорных функций.
Тактильная или, как ее еще называют, кожная чувствительность и двигательная память становится у детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями особым способом познания окружающего мира. Зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте. Интересно, что при помощи тактильных ощущений ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире. Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность - ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения. Которые мы получаем через кожу. Это отражение отдельного чувственного качества предметов. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.
Основными задачами игр-упражнений по развитию тактильных ощущений являются :
• улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;
• побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ, которые вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями:
• расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;
• развитие умений дифференцировать осязательные ощущения;
• развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями) проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства предмета, его основного признака.
На первом этапе работа начинается с определения зон кожной чувствительности тела ребенка и приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители. На данном этапе целесообразно использовать следующие приемы стимулирования:
• засыпка тела шариками;
• опутывание тела лентами;
• поглаживание различных частей тела;
• пожатие рук;
• прикосновение теплой грелкой к различным частям тела;
• ритмичное похлопывание;
• помещение ребенка в сенсорный бассейн.
На втором этапе педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка:
• поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног);
• поглаживание, используя гипотермию и гипертермию (марлей, салфеткой, смоченной в холодной и теплой воде, резиновой грушей, игрушкой, грелкой);
• поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью;
• прокатывание по рукам, ногам, предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков);
• обдувание обнаженных частей тела феном, обмахивание веером;
• растирание (более глубокое и интенсивное поглаживание) кистей рук, стоп, каждого пальца рук и ног. Выполняется тремя пальцами: указательным средним и безымянным;
• массирование тела мехом, шерстяным лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой.
На третьем этапе педагог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов. Руки педагога выполняют направляющие действия.
• проведение руками ребенка по поверхности обследуемого предмета (в руке педагога рука ребенка);
• упражнение в совместном сжимание поролоновых игрушек;
• упражнение в совместном сжимание резиновых мячей, резиновых игрушек;
• используя вязаную перчатку с нашитыми пуговицами различной величины и формы, побуждение ребенка ощупывать пальцы с пуговицами (ребенок ощупывает каждый палец, здоровается с ним);
• упражнять ребенка в удерживании небольшой игрушки одной рукой, манипулирование ею;
• упражнять в удерживании игрушки двумя руками.
На четвертом этапе педагог побуждает ребенка выполнять полусопряженные, потом самостоятельные действия с предметами.
• упражнение в ощупывание предметов одно, потом двумя руками;
• обследование предметов с помощью рта;
• упражнение детей в удерживании предметов руками: двумя, одной;
• формирование умения манипулирования предметами: трясти, толкать, отбрасывать, толкать, перекладывать из руки в руку;
• побуждать играть с бумагой: мять, листать, сгибать, комкать;
• побуждать играть с лоскутками ткани;
• Побуждать играть с предметами различной фактуры.
Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.
Используемая литература.
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития ; М. : Теревинф, 2009.
2. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение, 2008.
3. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М. : Теревинф, 2010.
4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. Учебное пособие /Л. Н. Ростомашвили. - М. : Советский спорт, 2009.