Анна Парамонова
Выступление на методическом объединении для учителей — логопедов на тему «Продуктивная деятельность в работе логопеда ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии слаженной работы логопеда, воспитателей, специалистов ДОУ, родителей. Центральная фигура единого коррекционного процесса – ребёнок.
Публикация «Выступление на методическом объединении для учителей — логопедов на тему „Продуктивная деятельность в работе логопеда ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Занятия по рисованию, лепке, аппликации объединяются под названием изобразительная деятельность или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребёнком определённого продукта : рисунка, аппликации, лепки.
Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях по изобразительной деятельности можно успешно осуществлять и развитие речи детей.
Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется её связь с коррекционным обучением. (слайд 2) Важно и то обстоятельство, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. (слайд 3)
Эффективное использование продуктивной деятельности в работе логопеда позволяет решать следующие задачи: (слайд 4)
- обогащать словарь;
- совершенствовать грамматический строй;
- автоматизировать поставленные звуки;
- совершенствовать зрительно – пространственную ориентировку;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать усидчивость, настойчивость, самоконтроль, эстетические чувства.
На занятиях по изобразительной деятельности, детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. (слайд 5)
Все предметы, с которыми действует ребёнок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причём в данном случае наглядность представлена детскими работами, а не иллюстративным материалом. Для многих дошкольников это обстоятельство имеет огромное значение.
На занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в неё игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети придают нарисованному предмету движение (машина едет, на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая доступными словами их диалог.
Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребёнок с общим недоразвитием речи испытывает затруднения при самостоятельном всестороннем наблюдении изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль взрослого в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки. (слайд 6)
Изобразительная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
Продуктивная деятельность в работе логопеда ДОУ : (слайд 7)
- Продуктивная деятельность учителя – логопеда как путь его творческого развития.
- Продуктивная деятельность в индивидуальной работе с детьми.
- Продуктивная деятельность на групповых занятиях.
- Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в планировании продуктивной деятельности детей.
- Работа с родителями.
Продуктивная деятельность учителя – логопеда как путь его творческого развития.
Изготовление авторских пособий, речевого материала, дидактических игр. (слайд 8)
Продуктивная деятельность в индивидуальной работе с детьми.
Продуктивная деятельность в индивидуальной работе с детьми представлена рисунками детей на закрепляемые звуки, на дифференциацию звуков, картинками на определённые звуки, мнемотаблицами (зарисовываем стихи, рассказы). (слайд 9)
Продуктивная деятельность на групповых занятиях.
Такой вид деятельности помогает закрепить словарь по лексической теме, отработать предлоги, грамматические категории, следить за автоматизируемыми звуками, развивать связную речь. (слайд 10,11)
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в планировании продуктивной деятельности детей.
Рациональное и эффективное планировании работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы помогает достичь высоких результатов в коррекционном процессе. (слайд 12)
Работа с родителями.
Участие родителей в коррекционном процессе необходимо учителю логопеду. Помимо речевых занятий дома, мы стараемся привлечь наших родителей к праздникам, проектной деятельности группы и ДОУ. (слайд 13)
Продуктивная деятельность занимает большое место в моей работе. Мне нравится видеть заинтересованность детей, их желание работать и творить, ведь то что сделано своими руками, прочувствовано, остаётся в памяти и приносит свои благодатные плоды в логопедической работе. (слайд 14)