Николай
Уроки дистанционного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
АВТОР: Сатаев Николай Михайлович
УРОКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: в данной статье представлен анализ практического опыта организации дистанционного обучения педагога, работающего с учащимися с умственной отсталостью, обнаруженные проблемы, а также положительные аспекты такой формы обучения в работе с данной категорией учащихся.
Темочки:
Abstract : this article presents an analysis of the practical experience of organizing distance learning for a teacher working with students with intellectual disabilities, the problems found, as well as the positive aspects of this form of training in working with this category of students.
Ключевые слова: дистанционное обучение, ИКТ-компетентность, учащиеся с умственной отсталостью.
Keywords : distance learning, ICT competence, students with intellectual disabilities.
Современные условия осуществления образовательной деятельности значительно отличаются от традиционной парадигмы образования, которая господствовала еще совсем недавно. Если ранее от педагога требовалось исключительно сформировать конкретные знания, умения и навыки в соответствии с четко определенной методикой организации образовательного процесса, то в современных условия деятельность педагога направлена на формирование разносторонней, гармоничной личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями каждого обучающегося. При этом для реализации принципов индивидуализации и дифференциации педагогу предоставляется достаточно широкий диапазон средств и технологий деятельности, в том числе ИКТ-технологии. Более того, в современных условиях активной цифровизации общества данный вид технологий обретает одну из доминирующих позиций в педагогической деятельности. Это требует от педагога освоения современных технологий организации обучения. В условиях пандемии возникла необходимость использования дистанционных технологий обучения, подобный опыт является значимым и необходимом опытом для педагогов, и для учеников.
Я осуществляю свою педагогическую деятельность с детьми, имеющими умственную отсталость (в школе VIII вида). Данная категория учащихся характеризуется специфическими образовательными потребностями: достаточно низким темпом обучения, необходимостью обязательного наглядного подкрепления осваиваемого материала, практической направленностью предлагаемых знаний, необходимостью задействовать все каналы восприятия и сенсорные системы таких детей для лучшего усвоения программного содержания.
Обучение очное с использованием дистанционных технологий это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Если говорить об организации процесса обучения с использованием дистанционных технологий в отношении учащихся с умственной отсталостью, то здесь необходимо учитывать особенности психического развития данной категории детей. В данном случае преобладание визуального канала подачи информации может в какой-то мере считаться плюсом, т. к. обучение таких детей происходит с опорой на большое количество наглядности и в условиях непосредственного посещения образовательного учреждения. Однако возникает также и ряд специфических трудностей, которые должен преодолеть педагог: например, вопрос удержания внимания ребенка, находящегося за компьютером, который в любой момент может уйти с рабочего места, максимально доступная организация и подача материала для таких учащихся. При этом следует отметить, что дистанционные формы обучения дают возможность в большей степени реализовать индивидуальный подход. Несомненно, использование дистанционных форм обучения позволяет сформировать у детей ряд необходимых умений: умение работать с компьютером, хотя бы в самой простейшей форме, выработать у них интерес к таким формам работы. Также плюсом таких форм работы является возможность обеспечить непрерывный образовательный процесс для детей, которые из-за частых соматических заболеваний постоянно пропускают очные занятия (такая ситуация часто характерны для детей с умственной отсталостью).
Современная образовательная система предоставляет ряд инструментов, позволяющих достаточно просто выстраивать собственную образовательную деятельность в рамках обучения с использованием дистанционных технологий, учитывая потребности и особенности той или иной категории учащихся. К таким инструментам могут быть отнесены такие образовательные ресурсы, как Московская электронная школа (МЭШ, Яндекс-учебник. На данных ресурсах представлены готовые материалы для дистанционного обучения, ка электронные учебники, электронные сценарии занятий, материалы для контроля знаний и процесса усвоения материала, дидактические, наглядные и игровые материалы для обучения. Помимо этого, на данных ресурсах имеется электронный конструктор, позволяющий педагогу конструировать собственные сценарии и материалы для обучения в соответствии с потребностями конкретной группы учащихся, а также делиться своими материалами с другими педагогами.
Соответственно, использование дистанционных форм обучения позволяет повысить ИКТ-компетентность как педагогов, так и детей. Все субъекты образовательного процесса осваивают инновационные формы работы в Интернет-пространстве, появляется возможность большей индивидуализации образовательного процесса, педагог получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Важными можно считать следующие навыки, полученные в условиях реализации обучения с использованием дистанционных технологий : это навыки конструирования новых форм подачи материала, адаптации учебного содержания к интернет ресурсам. Например, необходимо учитывать тот факт, что в виртуальном образовательном пространстве доминирующее значение получает визуальный канал восприятия информации, однако значительно снижаются возможности использования практической отработки полученных знаний.
Так же необходимо учитывать специфику слухового восприятия информации учащимися при виртуальном общении. Все это требует необходимости расширения психологической базы знаний педагога, освоения методик и технологий конструирования наглядности в Интернет-пространстве, тщательного продумывания того содержания, которое будет представлено в том или ином блоке знаний, способов подачи информации.
В сложных эпидемиологических условиях, которые сложились весной 2020 года, именно обучение очное с использованием дистанционных технологий позволило обеспечить непрерывность образовательного процесса с соблюдением принципов индивидуализации и дифференциации, что весьма важно для учащихся с умственной отсталостью. Они не могут на длительное время прерывать образовательный процесс, т. к. происходит утрата, забывание уже полученных знаний и навыков. При этом для каждого учащегося данной категории необходимо максимально индивидуально выстроить процесс усвоения программного содержания.
Я думаю, что расширение инструментов дистанционного обучения для детей с умственной отсталостью, позволит успешно организовать образовательный процесс в школе и сделать его непрерывным. Будет способствовать удовлетворению потребностей разных семей. Поэтому считаю необходимым развивать информационную компетенцию каждого учителя.
Литература:
1. Киселева Н. В. Виртуальный урок как одна из форм дистанционного обучения (опыт подготовки и проведения дистанционного урока) // Ярославский педагогический вестник. – 2005. - № 3 (44). – С. 87-90.
2. Лузанова Н. Н. Подготовка учителя к ведению урока в дистанционном обучении // Экстернат. рф. – 2017. - № 5. – С. 10-16.
3. Волончук О. В. Использование дистанционных образовательных технологий в работе с учащимися ОВЗ (умственная отсталость) [Электронный ресурс] / Образовательный портал Экстернат. рф Режим доступа URL : https://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/12106-Ispolzovanie_distantsionnykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy_v_rabote_s_obuchayushchimisya_OVZ_(umstvennaya_otstalost).html
4. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.