Виктория Куликова
Статья «Детский сад и ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Куликова Виктория Николаевна, воспитатель МАДОУ № 42, г. Армавир.
Данная статья предназначена для всех педагогов дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
Информационно – коммуникативные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Абсолютно ясно, что ИКТ становится основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Публикация «Статья „Детский сад и ИКТ“» размещена в разделах
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Каковы же основные направления развития ИКТ:
• Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.
• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний
• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением работы.
• ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет
педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста. Использование компьютеров в жизни дошкольника выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду и за его пределами. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность, использование ИКТ позволяет сделать работу более успешной. Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Очень хочется построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада. Анализируя деятельность дошкольных учреждений, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с родителями находится не на самом высоком уровне. Важным элементом использования ИКТ для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями является проведение тематических родительских собраний, консультаций с использованием материалов, разработанных в программе Power Point. Благодаря презентациям воспитатель может предоставить как теоретический материал, так и показать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и в детском саду. Таким образом, современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности в рамках освоения образовательных программ. Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя следующее: - подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям; - обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов; - создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; - создание презентаций в программе Power Point для проведения мастер-классов для педагогов и родителей; - подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации); - использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей; - подготовка консультаций, памяток для родителей и педагогов, оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности; - использование компьютера в ведении документов, создании различных баз данных; - подготовки материалов для сайта учреждения. Говоря об использовании ИКТ совсем не нужно отказываться от таких форм взаимодействия ДОУ с родителями, которые требуют их непосредственного участия. Сюда относятся досуги, родительские клубы, семейные конкурсы, выставки, мастер – классы, открытые занятия, дискуссионные клубы. Такая совместная работа родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, и как результат, новое положительное отношение к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Список литературы
1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003 2. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6 3. Шаехова Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития //Начальная школа плюс до и после. -2006.-№7 4. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 14 – 16