екатерина куценок
Статья музыкальные инструменты
▼ Скачать + Заказать документы
С первого января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, сокращено ФГОС ДО. В данном стандарте были четко разделены области развития детей. В стандарте указаны пять областей развития ребенка:
1. Социально – коммуникативная.
2. Познавательная.
3. Речевое
4. Художественно – эстетическое.
5. Физическое.
Публикация «Статья музыкальные инструменты» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Раздел «Музыка» теперь входит в область художественно – эстетического развития. Данный раздел включает в себя, развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми искусства, мира природы, формирования эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений об различных видах искусства, в том числе и музыкального искусства и реализацию самостоятельной творческой деятельности ребенка.
Музыкальное воспитание детей происходить не только во время занятий музыкальной деятельности, участием в конкурсах и утренниках, а на протяжении всего дня.
Включение музыки, во время какой либо деятельности детей будет первоначальным шагом к приучению детей слушать и понимать музыку. Сам воспитатель должен понимать, как важна музыка в повседневной жизни. Музыка развивает в дошкольниках достаточно много качеств важных для самих детей. Например, такие качества как, эстетическое восприятие, слух, мышление, воображение и так далее. Прослушивая музыку, у ребенка появляется возможность узнать, что то новое и интересное.
В своей свободной деятельности сами дети не один раз обращаются к музыке. Они так же поют, какие то песни, некоторые сочиняют собственные и так далее. Уже в этот момент у ребенка происходит тесный контакт с музыкой. Но, без особых предметов это не заинтересовывает так сильно. В сам момент взаимодействия с музыкой дети так же взаимодействуют с различными музыкальными инструментами. Инструменты так же присутствуют во многих играх детей. Каждому ребенку интересно от куда происходят такие очаровательные звуки и как играть на различных инструментах.
Воспитатель должен понимать какова роль музыкальных инструментов в жизни детей. И соответственно знакомить детей с ними. На занятиях, в игре или в свободной деятельности помогать детям больше взаимодействовать с различными инструментами.
Н. А Ветлугина в книге «Методика музыкального воспитания в детском саду» представляет виды инструментов.
В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.
Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.
Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.
Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом
Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов : они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.
Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).
Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку. инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.
Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.
Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.
Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента [ветлугина,с 12].
Существует множество разнообразных видов музыкальных инструментов. Воспитатель должен знакомить дошкольников с наиболее обширным вариантом этих инструментов, но при этом он должен осваивать и игру на них.
Помимо перечня музыкальных инструментов так же существуют определенные задачи обучения игры на музыкальных инструментах. Мы считаем, что основной задачей считает научить ребенка взаимодействовать с различными музыкальными инструментами. Так же в программах дошкольных учреждений существует раздел по музыкальному воспитанию детей. По этому разделу можно развивать детей. Есть так же и специальные программы по музыкальному развитью дошкольников, например такие как:
«Звук – волшебник» автор данной программы Т. Н Девятова.
«Камертон» автор данной программы Э. П Костина.
«ладушки» автор данной программы И. Каптулова и И. Новооскольцева.
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны освоить:
• Названия различных музыкальны инструментов.
• Характер звучания различных музыкальных инструментов.
• Правила пользования музыкальных инструментами и правила их хранения.
• Приемы игры на музыкальных инструментах.
• Расположение высоких и низких звуков на различных музыкальных инструментах;
• Названия нот, и их место на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов.
Дети должны научиться:
• Владеть простейшими приемами игры на разных музыкальных инструментах.
• Правильно расходовать дыхание, играя на кларнетах, дудочках. Находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино. Приглушать звучание тарелок, треугольников. Правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.
• Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп. А так же своевременно вступать и заканчивать игру.
• Играть индивидуально простейшие песенки, попевки.
• Приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки.
• Импровизировать ритмические и мелодические попевки.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов многих видов детского творчества. Использование детских музыкальных инструментов, игрушек на занятиях или в повседневной жизни обогащает, улучшает музыкальные впечатления детей дошкольного возраста, а так же развивает их музыкальные способности и таланты.
Играя на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, расширяет тембровые представления детей, помогает выработать чувство ритма, такта. Методические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Обучение игры на музыкальных инструментов начинается с группы ударных инструментов, которые не имеют звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей или же индивидуально. К каждому ребенку нужно использовать индивидуальный подход, важно учитывать его особенности и способности. Так же не менее важно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки. Например, можно использовать музыкальные инструменты в музыкально-дидактических играх.
Так как игра является не объемлемой часть жизни детей, то через нее можно приучить ребенка к музыке. И тем самым обогатить его знания, умения и навыки. В исследованиях Н. А Ветлугиной был раскрыт вопрос об музыкально-дидактических играх. Она рассматривала игру, как универсальное средство для развития музыкальных способностей. И выделяла особенности таких игр. Музыкально-дидактические игры помогают развивать у ребенка чувство такта, умению следовать игровым правилам, умению правильно обращаться с инструментами и играть на них, а так получать максимум удовольствия от игры.
Начиная с трех лет дети уже могут играть деревянных ложках, на бубне, кубиках, музыкальных молоточках, погремушке, барабане, колокольчике. Так же этом возрасте детей можно знакомить с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента и к особенностям каждого из них. Воспитатель должен показывать детям, какие звуки может издавать каждый из инструментов и как правильно на нем играют. Привлекая внимания детей, можно использовать сравнения этих инструментов с теми вещями, с которыми дети знакомы в повседневной жизни.
Полезно использовать музыкально-дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности).
С четырех лет можно начинать обучать детей игре на музыкальных инструментах, которые имеют звукоряд. Для этого подойдет - металлофон. Он достаточно простой в обращении, не требует постоянной настройки, приемы игры на металлофоне достаточно просты и понятны для детей.
Начиная с 5 лет с детьми можно заниматься и обучать их игре на других инструментах, но уже более сложных, чем металлофон. Это могут быть, как игрушечные бубны, барабаны или же детские пианино и другое. В старшем возрасте с детьми можно устраивать небольшие представления, где будут задействованы музыкальные инструменты.
Играя на музыкальных инструментах, ребенок не только расширяет музыкальные способности, а так же развивает память, внимание, мышление и моторику рук. Благодаря игре на музыкальных инструментах дети так же могут привести свои эмоции в нормальное состояние, если например, ребенок слишком активен и не может правильно выплеснуть свою энергию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкальные инструменты очень важны в жизни детей. Благодаря им ребенок учиться слушать и понимать музыку, а так же развивать свои творческие способности. Играя с детьми, мы не только развиваем способности ребенка, так же развиваемся сами и подаем правильный пример своим детям.