Кристина Красюк
Детская мультипликация как средство развития активности, творчества и инициативы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Система дошкольного образования за время своего существования
претерпевает многие изменения. На сегодняшний день все дошкольные
учреждения работают на основании требований ФГОС ДО и ФОП ДО, которые
ставят перед собой задачу поддержки и сохранения индивидуальности ребенка, развития активности, детской инициативы и творческих способностей. А это значит, что перед педагогами стоит задача подобрать такие инновационные технологии, средства, приемы своей деятельности, создать необходимые условия, которые в результате работы с дошкольниками помогут решить поставленные задачи.
Публикация «Детская мультипликация как средство развития активности, творчества и инициативы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из эффективных методов развития инициативы, активности и
творческих способностей у дошкольников является создание детской
мультипликации. Известно, что мультфильмы для детей играют огромную роль на этапе детства, так как в этот период развития дети получают различные знания, учатся чему-то новому, обращая внимание на все яркое и красочное.
Мультипликация в образовательном процессе является необычным,
многофункциональным способом развития детей в современном
информационном мире, которая позволяет решить комплекс педагогических
задач, соответствующих требованиям ФГОС ДО. В процессе создания
мультфильма ребенок перенимает на себя различные роли, такие как: актер,
оператор, звукорежиссер, художник и многие другие. С помощью создания
мультфильма, а также использования новых технологий, можно поддерживать
всестороннее развитие ребенка.
Создание мультипликации в ДОУ условно включает в себя три этапа:
подготовительный;
съемка;
презентация.
Первый этап включает в себя, разработку сценария, подбор оборудования,
изготовление персонажей и декораций для будущего мультфильма. Тема
будущей деятельности выбирается по предпочтениям детей, но чаще всего это
пройденные произведения и сказки.
На втором этапе важно готовый сценарий разбить на отдельные кадры, а
также распределить роли. Затем выполняется подкадровая съемка, звукозапись- именно это занимает большее время при создании мультфильма. На этом этапе начинается работа детей с техническим процессом изготовления
мультипликации.
После всех проделанных работ начинается монтаж воспитателем, снятых
отдельных кадров. Кадры дублируются, ускоряются, замедляются. В
подготовительных группах дети могут уже самостоятельно выполнять эти
действия (с помощью воспитателя).
Когда дети видят результат своей работы и могут поделиться им, то это
непосредственно стимулирует их на продуктивную работу, а также
пробуждается стремление изучать что- то новое. Поэтому важно, чтобы дети
не только принимали участие в создании мультфильма, но и посмотрели его.
Для развития таких способностей у детей дошкольного возраста, как
активность, инициативность и творчество при создании мультипликаций была
выбрана игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича, а именно его «Волшебный квадрат». Для детей в возрасте от двух до пяти лет применяется двухцветный квадрат, а для детей постарше- четырехцветный. Данное пособие направлено на развитие умений различать геометрические фигуры, различать их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, моторику рук, творческие способности, инициативу и умение конструировать.
Технология обучения В. В. Воскобовича основана на проведении занятий в
виде увлекательной истории с различными персонажами. Особенность данной
методики заключается в том, что ее активизация проходи через игровой
процесс трех основных чувств ребенка: зрения, слуха и осязания. Во время
таких занятий у ребенка проявляется интерес к обучению, а информацию он
запоминает гораздо быстрее, чем при простом заучивании материала.
Исходя из схожести планируемых результатов при выборе игровой технологии
«Волшебный квадрат» и метода мультипликации, которые направлены на
поддержку активности и инициативности детей и их творческих способностей,
было решено их объединить для получения поставленных целей.
В ходе реализации работы по составлению мультфильма в группе
составлен центр игр В. В Воскобовича, изучена методика работы с игровым
пособием, а также изготовление самого пособия. Разработана картотека сказок
с двухцветным квадратом, а именно: «Сказка об удивительных превращениях
квадрата», «Теремок», «Как сойка искала себе соседа», «В поисках теплого
лета» и др. Подобрана картотека дидактических игр с упомянутым выше
квадратом: «Светофор», «Конфеты для медвежонка», «Туфелька для золушки», «Золотая рыбка» и др.
Разработаны и проведены серии занятий, бесед с детьми «Как пчелка
Жужа получила подарок», «Как друзья нашли новые плоды», «Как друзья
подарили друг другу по конфете и многие другие, которые направлены на
знакомство детей с игровым пособием «Двухцветный квадрат», развитие
творческих способностей, воображения, умения конструировать по схемам и
самостоятельно.
Познакомившись с игровым пособием В. В. Воскобовича, стояла задача
использовать его в театрализованной деятельности, сюжетами которой
послужили сказки из подобранной картотеки, далее дети самостоятельно
придумывали сюжеты игр с квадратом.
За основу сюжетов для будущих мультфильмов на начальном этапе
послужили прослушанные ранее сказки и рассказы детьми. Затем проведена
беседа об этапах создания мультфильма и проведены съемочные первые
пробы.
Работа с изготовлением мультипликаций не требует выделенного времени,
она прекрасно впишется в обычный график работы. Для того, чтобы подобрать
индивидуальный подход к каждому ребенку, чаще всего работа проводится
индивидуально или с небольшой группой детей из пяти- шести человек,
чередуя группы.
Для создания мультипликации не требуется определенных затрат. Важно
иметь телефон или ноутбук с программой для съемки и монтажа мультфильма,
а также важно иметь желание развивать данное направление и поддерживать
активность и интерес у дошкольников в этой деятельности.
Работа с мультипликацией в дошкольных учреждений- это что-то новое,
неизведанное, необычное для детей дошкольного возраста, что помогает
поддерживать познавательный интерес, развивать творчество, активность и
инициативу. Развитие необходимых компетентностей педагогов и
инновационный подход позволяют достичь целевых ориентиров
образовательных стандартов.
Список литературы:
1. Воскобович, В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого
развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие / В. В.
Воскобович, Н. А. Ме>дова, Е. Д. Файзуллаева и др. ; под ред. Л. С. Вакуленко,
О. М. Вотиновой. Санкт-Петербург: ОО «Развивающие игры Воскобовича»;
КАРО, 2017. 352 с. : ил;
2. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими
руками».- СПб: Детство- Пресс., 2011- 80 с. ,
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-
doshkolnogo-obrazovaniya/. – (Дата обращения: 12.11.2023).