Елена Лютикова
«Дети и мир эмоций». Консультация для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Дети и мир эмоций.
Интересно наблюдать за развитием ребенка. С каждым днем маленький человечек не просто узнает что-то новое, а еще и по-своему проявляет то, что узнал и освоил. Самое интересное – это эмоции, которые начинает демонстрировать ваш малыш. Тема эмоционального развития ребенка вызывает немало вопросов и интересует очень многих родителей. Почему же так важно заниматься эмоциональной сферой ребенка и развивать ее? Потому что именно от нее зависит, насколько ребенок будет понимать себя, свои эмоции, уметь управлять ими.
Публикация «„Дети и мир эмоций“, Консультация для педагогов и родителей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Если ребенок будет понимать свои чувства, он сможет по-разному выражать то, что его волнует. Например, не просто стукнуть кого-то, а сказать: «Я на тебя сержусь! Ты забрал мою машинку!» Или: «Я вижу, ты обиделся. Что тебе не понравилось?» Имея такой опыт, ребенок будет более успешным в учебе, в общении, ему будет легче в садике, а потом и в школе. Если ваш малыш научится выражать свои эмоции словами, ему станет легче «внутри».
Что же является нормой в развитии эмоций? Если говорить о детях до 2-х лет, то тут самое большое влияние на эмоциональное развитие оказывают родители. Если родители любят ребенка, нежны и ласковы с ним, он все впитывает как губка и сможет потом так же проявлять свои чувства. А когда детям не хватает родительской любви и тепла, они вырастают холодными, замкнутыми, им сложно выражать свои чувства, они не умеют любить, потому что их «недолюбили» в детстве.
Начиная с 3-х лет, малыш уже может называть свои эмоции словами, если родители научили его этому. Чем старше ребенок, тем лучше справляется он со своими чувствами. Но порой эмоции выражаются очень бурно. Может ли мама что – то сделать, чтобы помочь своему ребенку остановить истерику, чтобы он не дрался, не кусался, не топал ногами? По сути, это изначальная задача родителей. Мама сначала должна понять, что происходит с ее ребенком, а потом объяснить ему, как нужно себя вести. Когда она видит, что он замахивается, хочет ударить, она может сказать: «Ты сейчас сердишься. Ты рассердился из – за того, что я не разрешила тебе смотреть мультик. Я понимаю тебя». Так она называет эмоции. Потом мама продолжает: «Но бить себя я тебе не разрешаю. Бить нельзя ни взрослых, ни детей, никого. Но ты можешь сердиться по – другому: рвать ненужные бумаги, бить в барабан…» (Предложить любые действия, которые в этой семье считаются допустимыми для выражения агрессии).
Так мама объясняет ребенку, что с ним происходит, и учит, как он может проявить свои чувства по – другому, не делая никому плохо.
Дети могут научиться называть словами свои эмоции только тогда, когда их будут называть родители. «Смотри, это пирамидка, а это кошка побежала», - говорят ребенку, то есть озвучивают разные предметы и действия, чтобы малыш понимал, как это называется. Примерно так же происходит и эмоциями. Можно рассмотреть с ним картинки. «Смотри, вот это – радость, девочка улыбается и хлопает в ладошки, ей подарили мячик. А это грусть. Мальчик плачет, расставаясь с мамой. А сейчас он сердит, у него отобрали игрушку».
Надо ли родителям учить ребенка сдерживать свои чувства? Те эмоции. Которые подавляются, переходят в психосоматику, в болезни. Знакомые всем обращения: «Не плачь! Мальчики не плачут», «Что ты сердишься, не сердись, подумаешь, машинку отобрали» или «Хорошие девочки так себя не ведут», «Ты же у нас послушный ребенок, что же ты топаешь ножками?»
Задача родителей – не запрещать, а понять, что происходит с ребенком. «Нельзя обижать сестру, но ты можешь постучать в барабан». Нужно использовать любые приемлемые способы, которые позволят выразить эмоции, а не подавлять их.
Есть семейные ситуации, которые могут отрицательно сказаться на развитии эмоциональной сферы детей :
- когда родители подавляют эмоции ребенка (ему сложно их проявлять);
- когда ожидают от его поведения только одного (ты послушный, радостный – мы тебя любим и наоборот);
- когда имеют место разные требования со стороны родителей (например, один считает. Что можно ложиться спать в любое время, а другой придерживается режима). У бабушки и дедушки покапризничаешь и получишь все, что хочешь, а у родителей так не бывает. Поэтому ребенок не понимает, как себя вести и что делать.
Когда нет границ дозволенного, когда ребенок не знает, что МОЖНО, а что НЕЛЬЗЯ, он начинает проверять: «А если я вот так сделаю, что тогда будет?» он ищет эти границы везде, потому что они нужны для ощущения безопасности. К примеру, вы говорите: «Съешь кашу – получишь конфету». Ребенок в ответ: «Ну дай мне конфету просто так! Ну дай!» Вы сдаетесь: «Ну ладно». Получается, нет границ. Он не конфету хочет! Он хочет узнать границу дозволенного. И родителям очень важно эти границы ставить! Пример родителей работает гораздо лучше всяких слов. Если вы говорите, что грызть леденцы нельзя, а сами так делаете, то «НЕЛЬЗЯ» не работает!
Учите детей давать выход негативным эмоциям. Играйте с ними как можно больше в активные игры, чтобы дети могли побегать и попрыгать. Игры должны быть самые разные, в том числе и выплеском негативной энергии: вместе с ребенком рвете старые газеты, делаете из них «снежки», бросаетесь ими друг в друга, а потом собираете разбросанные «снежки» - кто быстрее.
С чего начать развитие эмоционального интеллекта своего ребенка?
Первое – называйте свои эмоции : «Я удивлена. Я рассердилась. Я обрадовалась». Называйте эмоции. Когда их проявляет ребенок: «Я вижу, ты рассержен» или «Ты обрадовался! Здорово!»
Второе – можно играть в «Угадай эмоцию» : рассматривать картинки, смотреть мультики, а потом обсуждать настроение персонажей. После прочтения сказки обговаривать, какие эмоции испытывают ее герои.
Третье – используйте примеры из повседневной жизни, чтобы ребенок понимал, зачем это и как он может это использовать.
Примерные картинки для изучения эмоций
В старшей группе нашего детского сада мы оформили вот такой «Уголок настроения». Раздали детям их фотографии. Рассказали, для чего нам нужен такой уголок.
И тут случилось то, что случилось – дети решили, что надо успеть повесить фото на любой свободный крючок. Минута – и слева стоят радостные (успели, а справа – сердитые (крючка не хватило). Вот вам и проявление эмоций! Всех успокоили, все снова объяснили, и дети отнеслись более обдуманно. В результате, все ребята нашли «свое настроение» и с удовольствием его отметили. В течение дня заметили, что дети меняют утреннее настроение в лучшую сторону! А если у детей хорошее настроение – то и день выдался удачным!
Удачи Вам, дорогие родители, и Вашим деткам!