Приложение МААМ

Консультация для родителей и педагогов «Какого цвета мир?»

Смирнова Татьяна
Консультация для родителей и педагогов «Какого цвета мир?»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей и педагогов

«Какого цвета мир

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Какого цвета мир?“» размещена в разделах

Традиционно КРАСНЫЙ ЦВЕТ считается возбуждающим, оживляющим, бодрящим. Этот цвет огня, крови и означает любовь. На Руси красный цвет считался признаком красоты, и все что было связано с понятием «красивый», называлось «красным» : красное крыльцо, красный угол, красна- девица. В недалеком прошлом и Родина наша тоже была красной- сильной, могущественной: красный флаг, красные галстуки, красные дни календаря.

ЧЕЛЕНЫИ ЦВЕТ - спокойный, является символом надежды, надежды на бессмертие души, т. к. ассоциируется с молодостью, ростом. В нем заключены: доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ -символизирует невинность, свежесть, веру и чистоту, скромность и непокорность (поэтому наряд невесты- белый).

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ- символ траура, потому что связывается в сознании с мраком и тьмой, с потусторонними силами. Символика цвета рождалась и умирала, но в наши дни она сохранилась в искусстве, поговорках, крылатых выражениях, поэзии: тоска зеленая, скука серая, дела черные, радость светлая, конь златогривый, лебедь белая.

Восприятие цвета (а человеческий глаз способен отличить до 300 оттенков) может быть одним из счастливых качеств, которыми наделила человека природа. У каждого взрослого и ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. Но восприятие цвета и чувство цвета у детей необходимо целенаправленно развивать. Эта работа должна проводиться в процессе специальных наблюдений на прогулках, экскурсиях, в повседневной жизни, на занятиях по избирательной деятельности, в разнообразных дидактических и народных играх Опыт дошкольника еще невелик.

Окружающий мир поражает их цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Поэтому важно дать ребенку возможность предварительно понаблюдать за предметом, помочь ему увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное, чтобы потом правильно передать это в рисунке, аппликации. Именно неумением видеть цветовое богатство окружающего мира, игру красок, переливы оттенков- объясняются многие ошибки в работах детей. Они становятся скучными, шаблонными, часто слишком пестрыми.

I. Природа- великий художник. Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно связан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Цвета окружающих предметов воздействует друг на друга. Замечали ли Вы, что снег или туман под светом уличных фонарей и фар машин кажется то серебристым, то желтоватым или розоватым (в зависимости от излучаемого света). А как постепенно меняется цвет облаков во время восхода или захода солнца? А как изменяется цвет неба в связи с изменением погоды? Оно- голубое в солнечный день и серое - в пасмурный, облака белые, а тучи -серые, темно- синие.

Мы встречаем Осень- такую разную! С огромной цветовой гаммой оттенков! Но их нужно заметить, а потом передать в рисунке! Осень! - одна радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с золотыми и багряными красками! Мы наслаждаемся красотой осенних листьев, замечаем их яркость, обилие цветовых оттенков, многообразную форму, ритм рисунка, прожилки листьев. другая осень- грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лоскутах опадающей листвы. И краски совсем другие- холодные, серые, ненасыщенные,угрюмые.

Восхищаемся стройной березкой. Отмечаем, как ярко выделяется ее белый ствол на фоне зелени, как выразительны черные пятна на ее коре. А как меняются серебристо- белые стволы в лучах заходящего солнца! При этом мы читаем детям знакомые поэтические строки:

«Люблю березку русскую, То светлую. То грустную.»

«Лес точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный!»

Мы, взрослые: родители. Педагоги должны помнить, что развитие цветового восприятия чувства цвета у детей зависит от нашей высокой культуры восприятия цвета, от того, как нам. Взрослым удается научить детей «видеть» цвет в природе. А потом помочь ребенку отобразить увиденное в художественной деятельности.

II. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей: рассматривание предметов, украшенных теплым тоном золотой хохломы, вызывает восхищение, восторг. Детей радует звонкая яркость, нарядность. Праздничность дымковской росписи: яркие, чистые краски на белом фоне. Дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки элементов образного мышления. Они называют цвета и их сочетания добрыми и злыми, веселыми и грустными, декоративными, т. е. приукрашенными, не настоящими. Отсюда возникают детские «шедевры» : сказочные, мифические, фантастические (например, «Волшебный цветок», «Чудо-птица», «Сказочный дворец», «Златогривый конь», «Райский сад»).

Теплыми радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимые, конечно, добрых героев, а злых- холодными, темными и даже черными цветами, тонами. Темные краски у детей символизируют зло, коварство, страх, а яркие- добро, радость, счастье и покой. Но дети, в силу слитности восприятия, небольшого опыта, неразвитой способности вглядываться, вслушиваться в происходящее вокруг, могут всего этого и не замечать. И что бы окружающий мир в глазах ребенка не стал серым, скучным, однообразным - педагогам и родителям предстоит их научить видеть предметы и объекты природы во всем богатстве их признаков: формы, цвета, величины, строения. Комаровой Т. С. была разработана целая программа для ознакомления детей с цветом, развитие восприятия цвета, использование цвета в изобразительной деятельности. Овладение детьми цветовым богатством окружающего их мира основано на сенсорном развитии ребенка.

Уже в первые недели жизни глаза ребенка способны различать цвета. Поэтому над колыбелью ребенка советуют подвешивать цветные фигурки, игрушки. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому, привлекательному, радуется красочным цветам и предметам. Характерно, что в младшем возрасте усвоение названия цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так.

Например, в младших группах, педагоги, показывая тот или иной предмет, знакомят их со свойствами, многократно повторяют детям названия того или иного цвета, предлагают повторить. Обращают внимание детей на яркие, отчетливо выделяющиеся цвета : красный, синий, желтый, зеленый - опорные цвета.

Предлагают малышам найти предметы такого же цвета. У детей, на основе такого опыта, возникают цветовые ассоциации : как солнышко, как травка, как море, как огонь и т. д. Для закрепления знания цветов проводят разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Большую роль в развитии эстетического восприятия и чувства цвета играют народные игрушки: пирамидки, матрешки, цветные вкладыши.

В художественной деятельности (рисование, аппликация) педагоги учат детей использовать реальные цвета предметов, основные: трава, листочки на деревьях, елочка зеленого цвета; помидоры - красные, а солнышко и одуванчики - желтые. Но следует обратить внимание детей на изменчивость цвета предметов, например, при созревании, помидоры - зеленые - красные, ягоды - зеленые, а созревшие - красные или темно синие.

В средних и старших группах детей необходимо познакомить с цветовыми эталонами,

спектральными цветами на примере радуги : для этого выучить считалочку :»каждый охотник желает

знать где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) - всего

7 цветов. Нарисовать радугу, последовательно назвать цвета, обязательно показать детям как

получаются составные цвета путем смешивания красок:

синий+ желтый= зеленый

красный+синий=фиолетовый

кранный+желтый=оранжевый

Научить детей выделять теплые и холодные тона и оттенки (холодные-голубой, синий.

Фиолетовый, чисто-белый и серый цвет; теплые- желтый, красный, желтовато- красный).

Дать понятие, что светлота оттенка любого цвета в краске зависит от количества добавленной в нее

белой. А познакомив детей с акварелью и способами рисования ею, показать что светлота оттенка

зависит от количества добавленной воды.

Знакомить детей с новыми цветами : салатовый, персиковый, лимонный, вишневый, изумрудный.

Добавив в красную-белую = розовый в зеленую - салатовый или светло- зеленый.

Показать детям способ получения более яркого и более светлого оттенка цвета, сильнее или

слабее нажимая на карандаш (получается насыщенный или менее насыщенный цвет).

Формировать у детей понимание того, что чистота цвета и оттенков при рисовании зависит от

чистоты воды и хорошего промывания кисти.

Учить детей готовить цветной фон для рисования и аппликации, используя разные техники

покрывания бумаги цветом (ватным тампоном или плоской кистью, размывка, вливание цвета в

цвет, набрызг).

Создавать вместе с детьми дидактические игры: «Цветик- семицветик», «Радуга» (последовательно

раскладывать основные спектральные цвета, «на лугу расцвели красивые цветы»- различать

(холодные и теплые цвета, оттенки.

«Собери красивую пирамидку» (собрать пирамидку от темного к светлому оттенку).

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «Какого цвета лето»Фотоотчет о празднике «Какого цвета лето» Какого цвета лето?Кто скажет нам об этом? Лето, ах лето. Лето звездное,звонче пой. У нас в Калининградской области погода нас балует.

Фотозарисовки «Какого цвета море». Мои впечатления о разных моряхФотозарисовки «Какого цвета море». Мои впечатления о разных морях Доброго всем вечера,уважаемые коллеги. Я живу недалеко от Балтийского моря. Скоро международный день моря. И я хочу поделиться своими.

Конспект ИОС для детей старшего дошкольного возраста «Какого цвета вода» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Развивать воображение детей через создание эмоциональных и художественных образов моря с ориентацией на звуковой.

Конспект НОД «Какого цвета весна» Конспект НОД: «Какого цвета весна». Программное содержание: - Совершенствовать умение рисовать пейзаж, устанавливать связь между настроением.

Консультация для родителей «Как говорить о терроризме со своими детьми? С какого возраста начинать беседовать об этом?» Как на любую другую сложную тему: честно, открыто и понятно. Говорить с детьми о терроризме надо честно, собственно как и о любом другом.

Консультация для родителей «Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?» Консультация для родителей "Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?" Краткая справка: Уважаемые родители! Если возраст вашего ребенка.

Летнее развлечение для детей дошкольного возраста «Какого цвета лето?» Цель: закреплять и расширять знания детей о лете. Задачи: Развивать мышление, умение отгадывать загадки; Формировать умение соблюдать правила.

НОД «Лето! Какого оно цвета?» Основная общеобразовательная программа ДОУ Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями.

Сценарий праздника «Какого цвета лето?» Сценарий праздника «Какого цвета лето?» Звучит фонограмма песни паровозика из мультфильма «Дед Мороз и лето» Ведущая: Какого цвета лето?.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для подготовительной группы «Какого цвета праздник Пасхи?» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию для подготовительной группы. Тема : " Какого цвета праздник Пасхи. " Цель : обогащать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Какого цвета мир?»
Опубликовано: 21 сентября 2018 в 17:01
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и педагогов «Какого цвета мир?»» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Татьяна (УИ 1656532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД