Демченко Алёна Николаевна
Блоки Дьенеша. Игры с блоками для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1) Автор блоков Золтан Пал Дьенеш — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр. Видя первый раз блоки Дьенеша, можно принять их за обычные геометрические фигурки и разные строительные части какого-то конструктора. Но на самом деле не все так просто, как кажется.
Темочки:
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка.
Основой данной обучающей методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет малышу учиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать.
Цель: Главной целью этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников.
Задачи: учит анализировать формы
предметов и постепенно совершенствовать это умение;
-учит сравнивать предметы по признакам;
-развивает воображение и творческие задатки;
-формирует настойчивость и упорство в желании решить задачу;
-развивает умение мыслить, строить догадки и предположения;
-учит самостоятельно принимать решения.
(Слайд 2) Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
1)четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
2)четырех цветов (красный, синий, желтый);
3)двух размеров (большой, маленький); В игре их обозначаем домиками.
4) двух видов толщины (толстый, тонкий). В игре обозначаются человечками.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”.
Блоки могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач, так как они представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник). В зависимости от возраста дошкольников можно использовать комплект по частям. Например: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине или одинаковые по форме, цвету и размеру, но разные по толщине.
Затем можно использовать полный комплект фигур.
(Слайд 3) Начать с простых игр: «Засели фигуры в свой домик»; «Повтори картинку»; «Сложи по образцу»; «Продолжи ряд»; «Какой фигуры не хватает».
Блоки можно использовать в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней.
(Слайд 4) В подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
• как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Засели жильцов”, “Какой фигуры не хватает” .
• в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками, “Поезд” – билеты, места. Вообщем, как использовать блоки можно придумать в разных играх, на, что хватает вашей фантазии. В каждом комплекте есть книжечка, где подробно описаны правила некоторых игр.
Игра: «Засели жильцов». Хочу показать вам разные варианты этой игры. Первый вариант более лёгкий, можно играть с детьми начиная с 4 лет.
Два дома.
1) В первый, который находиться слева, нужно заселить всех синих жильцов, а во второй дом справа мы должны заселить маленьких, толстеньких жильцов, но не синих;
2) В первый дом заселяем всех красных больших жильцов, во второй дом заселяем жёлтых треугольных жильцов;
Один, четырёхквартирный дом. (С 5 лет)
На первом этаже, в первой квартире живёт семья – большой, круглый, толстый, синий житель и большая худая красная жительница;
На втором этаже в четвё ртой квартире справа живут: маленькая толстенькая бабушка, большой квадратный жёлтый папа, маленькая красная толстенькая круглая мама и маленький рёбёнок.
На первом этаже живёт Большая круглая жёлтая дама и у неё маленький треугольный пёсик.
На втором этаже слева живёт большой, худенький, жёлтый житель.