Племянник Лариса Николаевна
Адаптация ребёнка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребёнка в детском саду
Воспитатели Насобулина Ксения Сергеевна,
Племянник Лариса Николаевна,
ГБДОУ детский сад № 62
Калининского района,
г. Санкт-Петербург
“Детство — это важнейший период человеческой
жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира
Публикация «Адаптация ребёнка в детском саду» размещена в разделах
— от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В. А. Сухомлинский
Многие родители задаются вопросом «А нужен ли нам детский сад?»
И, задавая этот вопрос, решают его с точки зрения взрослого человека – себя.
Вспоминают все свои самые негативные, отрицательные, нелицеприятные ситуации из детского сада – меня заставляли есть, спать… не разрешали играть когда я хочу, дети обижали … у каждого есть своя такая история, которая портит всё впечатление об образовательных учреждениях дошкольного типа. Но тогда почему мы все так хотим вернуться в это беззаботное и счастливое место? Почему, проходя мимо детских садов, у нас возникает такое приятное щемящее чувство ностальгии и тоски по годам, которые не вернуть?
Потому что детский сад дал нам очень многое – новых друзей, первая любовь, новые знания, а шалости, которые мы с таким восторгом вспоминаем?
Задавая вопрос «А нужен ли нам детский сад?» - отвечайте на этот вопрос только лучшими и самыми приятными воспоминаниями!
И задумайтесь о таком вопросе «Хочу ли я лишить всего этого своего ребёнка?»
Когда вы его себе зададите и ответите на него – это и будет самый первый и самый главный этап адаптации ребёнка в детском саду.
Как ребёнку помочь адаптироваться?
Адаптация не должна начинаться 1 сентября в 8:00, когда ребёнка привели в незнакомое помещение, переодели и отдали на попечение незнакомых тётенек…
Адаптация должна начаться намного-намного раньше.
Знакомство с детским садом
Как только вы решили отдать своего ребёнка в детский сад, необходимо начать знакомство с ним :
- гуляйте рядом с детскими площадками днём, когда там гуляют воспитанники детского сада;
- прогуляйтесь утром, посмотрите на детей, которых родители приводят в детский сад;
- вечером обязательно посмотрите, как родители забирают детей домой (для ребёнка это очень важно, ведь все мы помним, что когда плохо себя вели, нас обещали оставить в детском саду навсегда)
Очень важно сформировать позитивное отношение к детскому саду, не следует при знакомстве с детским садом запугивать ребёнка.
Проговаривайте всё, что вы видите, когда гуляете возле сада – о внутреннем распорядке, чем занимаются дети на площадке – ребёнок обязан иметь представление о том, куда он идёт и что его там может ждать.
Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что ребёнок начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.
Дома старайтесь придерживаться основного режима дня, принятого в детском саду, он примерно одинаковый для всех :
7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
Самостоятельность
Прививайте ребёнку навык самостоятельности. Если на момент поступления в детский сад ребёнок умеет самостоятельно одеваться, держать ложку, совершать элементарные гигиенические навыки, то он чувствует себя намного увереннее.
Объясните как правильно вести себя за столом, как правильно держать ложку и использовать салфетку, после приёма пищи. Многим мамам гораздо проще кормить ребёнка самому – быстрее и чище, но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и полдника ограничено режимом.
Я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно. Учите ребёнка одеваться самостоятельно, уделите перед выходом на прогулку лишние 10 минут на одевание – объясните и покажите как одевать тот или иной предмет гардероба.
В 2 года ребенок:
ест аккуратно, не облизываясь;
при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого, частично раздевается;
знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
пользуется носовым платком (при напоминании);
контролирует физиологические потребности. В 2 года 6 месяцев ребенок:
одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы. В 3 года ребенок:
одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
складывает свою одежду перед сном;
застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
знает назначение многих предметов и их местонахождение;
выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
регулирует свои физиологические потребности;
вытирает обувь при входе в квартиру;
аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
говорит слова благодарности, здоровается, прощается.
Общительность
Учите играть! В наше время это достаточно актуальная проблема. Дети не умеют играть со сверстниками, придумывать сюжеты для совместных игр. С большим ассортиментом игр и игрушек ребёнок абсолютно не умеет играть в них, вся игровая деятельность сводится к простым манипуляциям (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т. д., они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.
Даже если ваш ребёнок не очень замкнутый или застенчивый, всё равно стоит учить его общаться и знакомиться с новыми людьми. Очень часто дети привязаны к маме и папе и без них чувствуют себя неуверенно. Если есть такая возможность, чаще оставляйте на небольшой промежуток времени детей с близкими родственниками, ходите гости, а на площадках заводите новые знакомства. Учите ребенка знакомиться— сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Это очень важная часть социальной адаптации нужна для того чтоб ребёнок не боялся незнакомых о шёл на контакт, не замыкался в себе при общении с воспитателями и другими детьми.
Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в сад его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).
Иммунитет
Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство, которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.
Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18 С, колготки ему уже не нужны, ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника.