Получи документы

Рекомендации по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста

Вера Тарасова
Рекомендации по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Проблема памяти - одна из наиболее важных на сегодняшний день. Хорошо известно, что любая деятельность немыслима без опоры на то, что уже познано ранее и что затем, так или иначе, сохраняется в памяти. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются памятью. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Темочки:

Память, её механизмы и процессы привлекали внимание учёных ещё с самых давних пор. Пытаясь разгадать эту загадку, они разрабатывали различные научные теории, в которых пытались объяснить, как происходят эти сложные процессы.

Показателем весьма важного значения, какое придавалось памяти ещё с давних пор, является тот огромный интерес, который всегда вызывали к себе проявления исключительной памяти, а также и «искусство запоминания». Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Человек, чтобы общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: восприятие, воображение, мышление, память, внимание, речь. Любое переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. (А. В. Петровский). «Память (англ. - memory, нем. - Erinnerungsvermogen, Gedachtnis) - одно из основных свойств нервной системы; форма психического отражения, развивающаяся как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Различают память : произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. особые виды памяти : словесно-логическая, образная, эмоциональная (память "чувств", моторная (память-привычка)». Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта. [1]

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Развитие возможно потому, что человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Память так же является основой психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания. Следует отметить, что память занимает особое место среди познавательных процессов. Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Значительных успехов достигла детская психология. Были изучены многие закономерности развития памяти в различных детских возрастах. Огромное количество научных исследований показывает, как развивается память в различных видах детской деятельности. «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». (Я. А. Коменский). Выготский Л. С. указывал, что дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Так, если в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие, то важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является новая система психических функций, в центре которой становится память.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов», замечает В. С. Мухина. Для развития слуховой памяти и речи детей 2 - 4 летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения. Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задать вопросы ребёнку. Например: Какая у кота шубка? Какие усы? Что ещё есть у кота? Эти вопросы позволяют более полно воспринять образ кота, что облегчает процесс запоминания. Зачитывая каждую строчку стихотворения, попросите ребёнка повторять по две строчки. Только после этого - весь стишок.

Развивать память ребенка необходимо и в процессе специально организованной деятельности используя специальные игры и упражнения. Например, игры «Где спрятана игрушка», «Запомни картинки», «Какой игрушки не хватает», «Прогулка в картинках», «Запоминаем вместе» можно использовать в игровом уголке группы. Для развития зрительной и вербальной памяти можно использовать специальные упражнения: «Воспроизведи фигуры, которые ты видел», «Назови картинки, которые ты видел», «Воспроизведи рассказ» и др., можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Изучив данную тему, мы можем сделать выводы, что память - это очень сложный процесс, требующий глубокого и серьёзного изучения. Память необходима человеку, она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти : учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ.

Библиографический список

1. Аткинсон В. В. Познай себя. Развитие памяти и интеллекта. - СПб. : Респекс, 1994.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2005.

3. Шаграева О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. - М. : Владос, 2001.

https://www.maam.ru/detskijsad/547293/newpost.html Ссылкаhttps://www.maam.ru/users/ 546990 ссылка

Публикации по теме:

К. Д. Ушинский: к проблеме речевого развития детей На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста» Консультация для родителей. Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста В раннем возрасте память ребенка развивается очень.

Мастер-класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста через дидактические игры» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу вашему вниманию представить свои мастер класс «Развитие памяти через дидактические игры»..

Обзор современной научно-методической литературы по проблеме речевого развития детей 3–4 лет Обзор современной научно-методической литературы по проблеме речевого развития детей 3-4 лет Авторы: Мударисова А. А., Нестерова Э. Р. Многие.

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития Предисловие. Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно,.

Особенности развития памяти у детей среднего дошкольного возраста Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение, которых среди психологов.

Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста Память можно определить, как запоминание, сохранение, воспроизведение (забывание).

Рекомендации для педагогов Значимость эстетического развития детей дошкольного возраста Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Здоровьесберегающие подходы к проблеме здоровья детей дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие подходы к проблеме здоровья детей дошкольного возраста Проблема здоровья детей является актуальным в России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах дошкольного учреждения. Время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2018 в 19:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Тарасова (УИ 546990) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД