Маргарита Филина
Традиции как средство социально-нравственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Филина М. В., Макарова Т. К.
Ломейер О. Л., Ералинова С. М.
БДОУ г. Омска "Детский сад № 219 общеразвивающего вида г. Омска"
Традиции как средство социально-нравственного развития детей дошкольного возраста
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли).
Публикация «Традиции как средство социально-нравственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, “общечеловеческих” ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в “общечеловеческом смысле”, – сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Что же мы наблюдаем в большинстве случаев: 1) родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер; 2) произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей; 3) крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
Первый коллектив для ребёнка это семья. Здесь ребенок должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка, двора. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Поэтому процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте, но полноценным нравственное воспитание будет тогда, когда родители осознают свою ответственность.
Пожалуй, самая ценная характеристика человека – доброта и отзывчивость, способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине [4,с. 36].
Для того чтобы привлечь родителей к решению совместных задач в процессе воспитания детей, в нашем детском саду была разработана и применяется в практике программа «Взаимодействие детского сада и семьи в физическом и нравственном развитии личности ребенка". Программа предусматривает решение следующих задач: 1) просвещение родителей по разным направлениям воспитания; 2) совместная деятельность родителей и детей; 3) индивидуальная работа с различными категориями семей.
Самые дорогие и авторитетные для ребё нка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. [4, c.50].
Таким образом, основной целью нашей работы является создание условий для возрождения семейных обычаев и традиций, через организацию «Семейных мастерских». Исходя из поставленной цели, были определены задачи: 1) оказание положительного влияния на развитие и возрождение семейных обычаев и традиций; 2) координация действий родителей, воспитателей, детей на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия; 3) развитие социально-нравственных качеств дошкольников.
Работа по формированию у детей нравственного поведения, нравственного облика и позиции была рассчитана на: 1) социальное партнёрство детского сада и семьи; 2) активное участие родителей в воспитательном процессе; 3) формирование у родителей потребности в самообразовании; 4) обобщение лучшего опыта по поддержанию семейных традиций.
Прежде чем начать работу в детском саду мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анкетирование родителей показало, что большинство из них, знают задачи и требования по нравственному воспитанию детей данной возрастной группы; обращают внимание на предлагаемую наглядную информацию; поддерживают семейные традиции и хотят с ними познакомить других родителей [4, с. 44]. Беседа с детьми выявила: большинство из них имеют представления о нравственном поведении человека и его позиции в обществе, о традициях в семье но затрудняются о них рассказать.
Мы используем разные варианты привлечения родительского внимания к вопросам воспитания детей. Начинаем консультации с простых тем: «Игры для непосед», «Все об адаптации» и, постепенно завоёвывая родительский интерес, переходим к серьёзным темам, как: «Роль отца в воспитании ребёнка», «Искусство наказывать и поощрять». Большая работа была проведена в старших, подготовительных группах нашего детского сада к открытым занятиям "Профессии моих родителей", "Кто придет к тебе на помощь". В ходе подготовки к занятиям дети из бесед с родителями узнали много нового и интересного о своей семье. Дети подготовительных групп в кругу семьи с помощью родителей, бабушек, дедушек составили генеалогическое дерево, познакомились со своей родословной. На занятии были представлены лучшие семейные традиции, которым захотелось подражать.
В группах нашего детского сада также сформировались традиции :
в день своего рождения именинник целый день в центре внимания: для него мы водим хоровод, все вместе поднимаем виновника торжества на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет, говорим добрые пожелания, дарим подарки, сделанные своими руками;
в последнюю неделю каждого месяца проводится день именинника в музыкальном зале, где чествуются именинники со всех групп, куда обязательно приходит сказочный или вымышленный герой, поздравляет с днем рождения и вручает подарки. С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости;
• каждый год проводится конкурс творческих работ «Лучшая игрушка на новогоднюю ёлку», оформляется вся территория сада, а лучшими украшается ёлка на улице у центрального входа, где принимают участие вместе со своими детьми их родители.
• ведётся альбом «Наши праздники», который передаётся из группы в группу и оформляется в домашней обстановке в семье;
• совместно дети и родители в группе создают стенгазету «Как я провёл лето»; выставки тематических детских рисунков «Мы любим вас мама, папа», «День Победы», и др.
• ежегодно оформляется выставка семейных поделок «Дары осени».
Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование духовно-нравственных качеств ребенка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему».
Список использованной литературы:
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С. 78-80
3. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. - М. : Просвещение,
1979. – 534с.
4. Е. Ю. Александрова. Система патриотического воспитания в ДОУ.
Волгоград: Учитель. 2007г
5. Журнал «Начальная школа» №4, 2002г.