Олеся Попова
Статья «Ритм в движении»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Ритм в движении»
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей.
В последнее время в условиях образовательного стандарта предусматривается формирование правильной осанки, но средства, направленные на достижение этой цели применяются в ограниченном объеме. Кроме того, особенности физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки, не позволяют в полной мере обеспечить эмоциональность занятий по физической культуре.
Публикация «Статья „Ритм в движении“» размещена в разделах
В связи с этим, разработана программа кружковой работы «Ритмичные ножки», способствующяя формированию навыка правильной осанки у детей.
Целью программы является построение системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми средствами ритмической гимнастики.
Содержание ритмической гимнастики составляют:
• движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями, махи;
• разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;
• элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;
• танцевально-хореографические элементы.
Занятия по ритмической гимнастике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой. Коллективная форма занятий ритмической гимнастикой отвечает особенностям детского возраста, способствует формированию и развитию природных физических данных, таких как правильная осанка, шаг (растяжка, гибкость, артистичность.
В дошкольном возрасте, когда начинает формироваться самооценка ребенка, в коллективной форме занятий детей привлекает возможность проявления их индивидуальных способностей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие нравственных качеств, расширяется эмоциональный опыт ребенка, и в связи с этим коллективная форма занятий ценна.
Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей в дошкольных учреждениях.
Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т. е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Многократные повторения каждого движения, их сочетаний в связках, сериях и целом потоке — определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества.
Совершенствуются процессы нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память.
Ритмика помогает дошкольникам выражать свои чувства в движении, внимательно слушая музыку. С помощью музыки дети глубже понимают сyть упражнений, учатся владеть своим телом, согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться во времени и пространстве, быть самостоятельными в поиске выразительных движений.
Ритмика сочетает в себе духовное и физическое, что так необходимо человеку.
Высокий эмоциональный настрой на занятиях ритмической гимнастикой помогает ребенку освоить любой изучаемый материал. Отодвигается фаза утомления, поддерживается на высоком уровне работоспособность организма. Этот фактор обуславливает высокий эффект занятий.
К концу года с детьми, посещающими кружок «Ритмичные ножки» на занятиях у педагога практически нет проблем с организацией детей, с поддержанием дисциплины, произвольностью поведения. После занятий кружка в течение учебного года у детей изменились физические характеристики: дети успешно овладевают основными видами движений, становиться подвижными, у них хорошая последовательность, повторность.
Как результат проведенной кружковой работы у детей повысилась активность на занятиях, уверенность в себе, артистичность. Воспитанники выступают в роли инструктора, могут руководить группой товарищей, помогать им в освоении сложных движений. Наши дети активные участники театральных представлений, развлечений, праздников. У детей высокая сознательность, творческая активность, дисциплинированность. Крепнут дружеские чувства. Мы видим в своих детях личность, образ будущего, соответствующему времени новой эпохи.
Сильное общество - здоровое общество, а наши дети - это будущее нашего общества!
Литература
1. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 – С. 296.
2. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М. : Просвещение, 2000, - С. 159.
3. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/д: Феникс, 2002. - 384 с.
4. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009.- С. 80.