Любовь Власенко
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ с детьми 4–5 лет (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская Матрешка»
Цель: Познакомить детей с историей матрешки, ее происхождением.
Задачи:
1. Способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности
2. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной, музыкальной)
3. Учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, бусы, фартук, платок) и видеть их красоту.
Материал:
Демонстрационный: слайдовая презентация на компьютере, матрешка, лист бумаги с изображением цифры «8».
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ с детьми 4–5 лет (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Раздаточный: матрешки, карандаши, фломастеры, раскраска «Матрешка»
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя на ковре.
•Дети, а вы любите играть?
•А во что вы любите играть?
•Назовите одним словом: машины, роботы, куклы… - это … (игрушки).
•Дети у меня тоже была любимая игрушка в детстве. Отгадайте мою загадку…(СЛАЙД 2)
Толстушка покупается,
В средине открывается –
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается –
Внучка в ней вмещается.
Как тетя называется? (МАТРЕШКА)
•Скажите, а матрешка живет у нас в группе? Принеси мне ее (Соня…
•Кто спрятался внутри самой главной матрешки? Давайте на них посмотрим? (Открывают матрешку, а внутри никого нет.)
•Куда же делись все матрешки?
•Хотите помочь их найти? (Да)
•А сможете это сделать? (Да)
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать знания по теме, опыт выделения общих свойств предметов, тренировать мыслительные операции, развивать память и речь.
•Матрешки приготовили небольшие подсказки, для того чтобы их найти.
•Самая первая подсказка, матрешки хотят, чтобы вы немного рассказали о них.
•Из чего она сделана? (Деревянная)
•Что на ней одето? (Сарафан, Платок, Фартук, Бусы)
•А какой она формы? (не могут описать)
•Давайте я немного вам подскажу (показываю листок с большой цифрой восемь, в верхней части глаза и платочек, в нижней части ручки и сарафан)
•На что теперь похожа моя матрешка? (Цифру восемь)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактическая задача: Создать мотивационную ситуация для изучения истории матрешек, сформировать под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции, развивать мышление и речь.
•Ребята, а сколько же должно быть у МАТРЕШКИ сестричек? (Незнаем)
•А хотите узнать? Если чего-то не знаешь, но хочется узнать, что нужно сделать? (Спросить у взрослого)
4. Открытие нового знания.
Дидактическая задача: дать детям новые знания о истории матрешки, закрепить их, сформировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спроси у того, кто знает»; тренировать полученные умения; развивать творческие способности, мелкую моторику, речь.
•Чтобы узнать, сколько спряталось матрешек, нам нужно побольше о них узнать…
•Считается, что матрешка появилась на Руси, но это всего лишь миф. Она к нам пришла из Японии. Это была юмористическая, смешная кукла – подобие мудрецу Фукурума. Добродушного, лысого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий. (СЛАЙД 3)
•Наши же русские первые матрешки были в виде кукол разного возраста. Первая была с изображение женщины держащей петуха в руке, самая младшая в пеленках. (СЛАЙД 4)
•Дети, а как вы думаете, почему же данную куклу начали называть матрешкой?
•Ее название произошло от имени Матрена. Более сто лет назад наша матрешка была вывезена за границу – в Париж. Уехав туда обычной игрушкой из дерева не раскрашенной. Назад она вернулась современной красавицей. Чтобы изготовить такую матрешку мастерам необходимо дерево как материал для работы. Но дерево используется определенное – это береза или липа. Затем фигуры обрабатываются и распиливаются на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком. (СЛАЙД 5,6,7)
•Так же матрешку иллюстрировали сказками и героями сказок, где герои сказок помещались все в одной большой. (СЛАЙД 8,9)
•У нас в стране даже есть Музей Матрешек. Самая большая матрешка, которая стоит в музее рост которой составляет 1 метр, а внутри нее хранится 40 кукол с таким же рисунком, но все меньшим размером, чем предыдущая. А самая маленькая с размер рисового зернышка. (СЛАЙД 10)
•С матрешкой не только играю дети всего мира, но и люди дарят ее друг другу как сувенир – маленький подарок из России. Самый главный секрет это ее сестрички как мы с вами уже узнали, которые сидят в ней. Их бывает от 3 и более внутри, и все открываются за исключением самой последней. Она идет цельная и на столько мала, что решили ее оставить такой.
•В нашей группе живет матрешка, у которой) сестричек. И так, мы узнали, сколько сестричек у матрешки?
•Матрешки очень любят танцевать, и нам немного предлагают – это сделать.
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 11)
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставлять
ногу на пятку вперед)
Завязали мы платочки, (Наклоны голова вправо – влево)
Раскраснелись наши щечки, (Трем рука щечки)
В сарафанах наших пестрых, (Руки на плечи, повороты
туловища направо –налево)
Мы походы словно сестры, (Хлопают в ладоши)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закрепить навык знания детей об матрешке, развивать воображение и речь детей.
Дети подходят к столам, на которых стоят все матрешки.
•Дети ну вот мы с вами узнали, сколько же бывает у нашей матрешки сестричек, а давайте немного поиграем
Игра «Найди наших Матрешек»
Дидактические задачи: дети должны собрать матрешки правильно.
•Дети, а давайте посчитаем наших матрешек и построим их по росту. Дети садятся за столы раскладывают матрешек по росту.
6. Осмысление
Дидактическая задача: Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, закрепить ситуацию успеха.
•Ребята, я вам предлагаю вспомнить, что мы нового узнали, а затем получить главный подарок от нашей матрешки.
•ВОПРОСЫ:
1. Из какого материала изготавливается МАТРЕШКА?
2. От куда она к нам пришла?
3. Какой она формы?
4. А почему такая деревянная кукла стала называться МАТРЕШКА?
5. А кто был первым изображен на матрешке?
6. А сколько может находиться в матрешке сестренок?
7. А сколько живет сестренок в нашей матрешке?
•Дети, здорово у нас все с вами получилось. А теперь я хочу вам предложить немного пофантазировать и представить, что теперь мастера по изготовления матрешек это вы. У меня для вас есть уже макеты матрешек и вам необходимо их разукрасить, так как вам захочется.
•Расскажите мне, чья вам больше нравиться матрешка? А давайте я вам покажу, какие есть еще матрешки на свете. (СЛАЙД 12,13,14)
•Здорово, вы все сегодня молодцы. Все сегодня справились с заданием.