Аня Старцева
Старший дошкольный возраст как наиболее благоприятный для развития коммуникативных способностей детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст как наиболее благоприятный для развития коммуникативных способностей детей.
Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации. Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному.
Публикация «Старший дошкольный возраст как наиболее благоприятный для развития коммуникативных способностей детей,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Проблемой развития коммуникативных способностей посвящено достаточное количество работ как зарубежных ученых: У. Бронфенбреннер, Дж. Мид, Ж. Пиаже и др., так и отечественных: А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, И. В. Лесняк, М. И. Лисина, Т. Д. Марцинковская и другие.
Однако проблема развития коммуникативных способностей у дошкольников еще недостаточно разработана как в теоретическом, так и в практическом плане.
Исходя из этого, возникает противоречие между: необходимостью развития коммуникативных способностей у дошкольников и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов этой проблемы в педагогике и психологии дошкольного образования.
В современных условиях развития российского общества успех каждого человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми в независимости от возраста и менталитета, быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию, принимать соответствующие решения и действовать согласно им.
В этом свете особое внимание необходимо уделить проблеме развития коммуникативных способностей дошкольников, поскольку именно данный возраст является наиболее сенситивным периодом, то есть наиболее благоприятным для формирования конкретной способности. Дошкольный возраст занимает возрастной промежуток от 5 до 6, 7 лет в этот период происходит развитие произвольности всех психических функций, ведущим вид деятельность дошкольников является игра.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают речь, при этом выделены следующие направления развития речи : расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи; феномен детского словотворчества и убывание эгоцентризма детской речи.
Изучая феном развития речи в дошкольном возрасте М. И. Лисина выделила две сменяющих друг друга формы общения детей на разных этапах дошкольного возраста. Так в 3–4 летнем возрасте у детей появляется познавательная форма общения, формируется внеситуативно-познавательное общение. При этом ведущим мотивом общения является познание. Ребенок задает много вопросов, так называемый период «почемучек». В возрасте 6–7 лет соответствующего старшему дошкольному возрасту ребенок переходит к следующей форме общения – внеситуативно-личностной. Появляется личностный мотив общения, который проявляется в содержании вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях и т. д. Взрослый выступает источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях и наиболее компетентный судья.
Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга.
Возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с высшими для старшего дошкольника уровнями развития сюжетно-ролевой игры, в результате которых ребенок обращает больше внимания и лучше понимает взаимоотношения в своей семье, ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми.
В развитие коммуникативных способностей играет не маловажную роль общение ребенка со сверстником. Так в возрасте 2–3 лет у детей появляются субъектные действия по отношению к сверстникам – обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. В этом возрасте обычно имитируется изображение, ребенок внимательно следит за подрожанием.
В возрасте 3–4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка прежде всего участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В возрасте 4–5 сверстник рассматривается как равное существо, как своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. Он олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества. И только к старшему дошкольному возрасту сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения. Дети воспринимают себя и сверстника как целостную личность. И в этот же период общение со сверстником становится преобладающим пред общением со взрослым.
Для детей дошкольного возраста играет большое значение общение со сверстниками, поскольку именно в процессе данного вида общения у детей развивается самооценка и становится она более адекватной, поскольку ребенок сравнивает себе со сверстниками.
Условиями развития коммуникативных способностей дошкольников являются : социальная ситуация развития ребенка, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности, которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Следует так же отметить, что существует ряд факторов негативно влияющих на процесс развития коммуникативных способностей старших дошкольников : неумение сопереживать другому ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов; отсутствие умения контролировать свое поведение и эмоции в разных ситуациях; регулярное присутствие отрицательных эмоций в процессе общения.
Можно сделать вывод, что к особенностям развития коммуникативных способностей старших дошкольников можно отнести : потребность в общении со взрослым, потребность в общении со сверстником; умение контролировать и проявлять свои эмоции и поведение в процессе общения, умение сопереживать.
Из этого следует, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития коммуникативных способностей, поскольку в этот период происходит процесс полноценного становления общения не только со взрослыми, но и в большей степени со сверстниками в процессе игровой деятельности. Младшие школьники в отличии от старших дошкольников уделяют повышенное внимание к учебной деятельности, новой ситуации социального развития, что приводит к уменьшению личностных контактов, данные условия мало благоприятны для развития коммуникативных способностей.