Валентина Молокоедова
Программа развития коммуникативных способностей через речевые игры для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц
Неделя
Утро Прогулка
Игровая деятельность Речевая художественная деятельность Работа с родителями
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1 «Позови ласково»,
«Передай другому».
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Подвижные игры.
«Лошадки»
«Автобус»
Цель: развивать умение взаимодействовать в коллективе.
«Котята и щенята»
Публикация «Программа развития коммуникативных способностей через речевые игры для детей младшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Игровое упражнение «Давайте познакомимся» Цель: Вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению. Знакомство со сказкой «Курочка-ряба», элементы драматизации сказки.
Родительское собрание
«Что должны знать и уметь
дети младшей группы»
2
«Идите с нами играть»,
«Не разбуди
Катю».
Цель: Развитие навыков саморегуляции
собственных действий
Пальчиковая игра
«Сорока-белобока»
Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе»,
Цель: «Упражнять в выполнении движений, в соответствии со словами.
П. \и «Мотыльки», «Мышки в норках»
Дид. Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Разучивание потешек: «Солнышко-ведрышко», «Солнышко покажись!».
Цель: Развитие эмоционального восприятия. Диагностика коммуникативного развития детей.
Месяц неделя Утро Прогулка
(подвиж. час) Игровая
деятельность Художественная речевая
деятельность Работа с
родителями
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
3 Игра «Магазин», Цель: Учить отвечать на вопросы, высказывать просьбу самостоятельно, соблюдая очередность.
Пал/игра
«Мальчик-пальчик»
Хороводная игра малой подвижности «Кабачок»
П\и «Зайцы», «Листопад».
Цель: Развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Дид. игра «Догадайся, что звучит 2»
Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. «
«Кисонька-мурысынька»
Разучивание, с элементами драматизации. Знакомство с нормами поведения. Беседы о том, как роители ирают дома со своими детьми. (диагностика).
«Ау!», «Эхо!» Цель: Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Паьчиковая игра
«Дружба»
Логоритмические игры «Тучки дождевые», «Дождь»
Подвижно-речевые игры : «Поезд», «Мишка».
Цель: развивать умение слышать воспитателя, играть в соответствии с правилами. Игра «Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса : говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Развивать саморегуляцию. Знакомство с р. н. сказкой «Колобок», с элементами драматизации. Развиваем монологическую речь. Родительское собрание. Тема: «Зачем и как играть родителям со своими детьми»
Месяц Неделя Утро Прогулка
(подвиж. час) Игровая
деятельность Художественная речевая
деятельность Работа с
родителями
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1
«Как живете? Что жуете?»
Цель: Учить задавать вопросы и отвечать на них, соблюдать очередность, поддерживать диалог
Пальчиковая игра: «Этот пальчик»
П\и
«Лошадки»
«У медведя во бору»
Цель: учить играть,соотнося свои действия с действиями других.
Игры-забавы
«Жмурки»
Цель: создать положительный эмоциональный фон.
Дид. игра «Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
«Помоги дедушке и бабушке»
Цель: Воспитывать желание помогать. Развлечение : «Бабушка- загадушка»
Вызвать интерес к отгадыванию загадок, развивать слуховую память, выразительность речи. Папка-передвижка
с комплексом игр для развития речи.
«Скажи какой» Цель:Учить ребёнка выделять и называть признаки предмета.
«Что перепутал Буратино?» Цель:Учить ребенка находить ошибки в описании предмета и исправлять их. «Зайка серый умывается», «Кот и мыши»
Цель: принимать других детей, действовать совместно.
Игра- забава
«Кот и мыши»
Дид. игра «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
«Волшебные прищепки»
Развиваем умение рассказывать о своих действиях, общаться с окружающими.
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша»
Разучивание потешки с элементами драматизации. Развиваем эмоциональность. Индивидуальная беседа и ознакомление с игрой с прищепками.
Месяц Неделя Утро Прогулка
(подв. час) Игровая
деятельность Художественная речевая
деятельность Работа с родителями
Н
О
Я
Б
Р
Ь
3 Игра: «Цепочка слов».
Цель: развивать слуховое внимание.
Игра: «Назови игрушку».
Цель игры : формировать у ребёнка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. «Солнышко и дождик»,
«Наседка и цыплята»
Учимся выполнять правила игры. Дид. игра «Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Дид. игра «Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Инсценировка сказки «козлятки и волк» (с элементами драматизации).
Задачи: ,в пластических этюдах соотносить слово с выразительными движениями, самостоятельно высказываться по поводу происходящего. Задание родителям: поиграть дома в любую речевую игру.
4
Игра «Кому бы позвонить?».
Цели: развивать речь; заложить основы этикета.
Пал/игра «Паучок»
Игра малой подвижности «Мишки»
«Раки» Игра «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
«Море волнуется»
Цель:развивать умение подчиняться правилам, саморегуляцию. Игра «Добрый волшебник».
Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками Отгадай рифму.
Эти веселые загадки-складки уже содержат подсказку в рифме.
.Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.
Читаем потешку, обсуждаем нормы и правила поведения при одевании Задание родителям: «Найти и выучить потешку или стихотворение про правила поведения».
Месяц Неделя Утро Прогулка
(подв. час) Игровая
деятельность Художественная речевая
деятельность Работа с родителями
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1
Игра: «Как говорит Таня?»
Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Пал/игра-массаж «Пальчик-мальчик»
«Цветок»
П\ и: «Под ёлочкой», «Мороз»
Цель: учить видеть других детей, позитивно относится к ним. Игра: «Позови ласково».
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Игра «Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса : говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Загадки о явлениях природы.
Цель: Развивать умение соблюдать очередность. соотносить признаки с реальным предметом (внеситуативное общение Привлечь родителей для постройки снежных фигур на участке
2 Игра: «Травинка
Цель: развивать умение слушать и слышать окружающих. «Снежинки и ветер»
Развиваем умение играть совместно.
«Воробышки»
Игры- забавы «Снежки», «Снеговички»
Создать позитивное настроение. Игровое упражнение
«Хор животных» 1. Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
2. Способствовать сплочению коллектива.
Инсценировка сказки «Репка»
Задачи: Вступать в разговор о литературных впечатлениях, отзываться на образное слово, принимать участие в рассказывании сказки Игры – забавы вместе с родителями
(на прогулке)
Месяц неделя Утро Прогулка
(подв. час) Игровая
деятельность Художественная речевая
деятельность Работа с родителями
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
3 Игра «Гуси».
Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, учить отвечать на вопросы, соблюдая очередность.
Материал: картина «Гуси»
Пал/игра
«Подарки»
«Снеговик»
П\и «Под елочкой», «Мороз»
Соотносить слова с действиями. Игровое упражнение
«Дракончик» Развивать навыки взаимодействия со сверстниками.
Игра-забава «Съедобное-несъедобное»
Цель: снять эмоциональное напряжение, координировать свои действия. «Уж ты, зимушка – зима,
Закружила, замела».
Чтение и драматизация. Пригласить родителей для совместного изготовления игрушек для детей.
4
Игра «Светофор»
Цель: Развитие связной речи.
Дид. игра «Кто как кричит?»
Цель: Развивать речевое внимание детей. П\и» Снег летит»,
«Падают снежинки»
Развивать умение играть в коллективе. Игровое упражнение
«Эхо» Настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку быть в центре внимания.
Игра
«У птички болит крылышко» Способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
Задачи: Вступать в разговор о литературных впечатлениях, отзываться на образное слово, принимать участие в рассказывании сказки Консультация для родителей
«Чем занять ребёнка в новогодние каникулы»
Месяц Неделя утро Прогулка
(Подв. час) Игровая
Деятельность Художественная речевая деятельность Работа с родителями
Я
Н
В
А
Р
Ь
3 Игра «Почта», «Пресс-конференция»
Учим задавать открытые и закрытые вопросы.
Пал/игра
«Строители»
«Котёнок – шалун»
П/игра «Теремок» П. \и. «Рябина», «Клен»
Цель: развивать умение слышать и слушать.
Развлечение «Снеговички»
Вызать положительные эмоции. Дид. игра «Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Развивать монологическую речь. Разучивание потешки Пришла коляда –
Отворяй ворота!
Развивать слуховое внимание, монологическую речь. Папка-передвижка
«Массаж пальцев рук - игры»
4
«Моя кула»
Цель: развивать ситуативно –деловое общение.
Игра с мелкими палочками
«Заборчик»
Игры малой подвижности «Теремок»
«Медведь» Логоритмика
«Мороз»,
«Снег летит»
Создавать положительное эмоциональное настроение,развивать двигательно-речевую активность.
«Быстро в домик»
«Спящая лиса»
Закреплять навыки совместной игры.
Игра
«Ладушки» Цель:Учить детей употреблять вежливые слова, развивать коммуникативные навыки у детей.
Игра со шнуровкой. Разучивание потешек про умывание:
«Теплою водою
Руки чисто мою».
«Теплая водичка
Умоет Тане личико»
Цель: Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Месяц Неделя Утро Прогулка
(подв. час) Игровая
деятельность Художественная речевая деятельность Работа с родителями
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1 Игра: «Менялки»,
«В тарелочку» Цель: Учим слушать, понимать, подчиняться правилам.
Пал/игра
«Умывалочка»
«Кулачок»
Игра: «Зайчики и лиса», «Совушка- сова»
Цель: развиваем умение играть в совместных играх. “Узнай героя”
Цели:
* находить по словам-определениям героя;
* самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике качеств героев: Инсценировка потешки: Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся. Предложить родителям сходить с детьми в парк покататься на лыжах.
2
Игра «Добрый волшебник».
Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками
Инструкция: «Если бы ты был добрым
П\и «Падают снежинки»,
«Солнце».
Цель: «Закреплять умение слушать, выполнять движения в соответствии со словами.
Игровое упражнение
«Едем в гости»
Учить детей употреблять вежливые слова.
Угадывание загадок о явлниях природы.
Подготовка к празднику пап.
Месяц Неделя Утро Прогулка
(подв. час) Игровая
деятельность Художественная деятельность Работа с родителями
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
3 Игра «Ссора».
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоции. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций,
П\и
«Лохматый пёс»
«По узенькой дорожке»
Прыжки
«Мой весёлый, звонкий мяч»
«Из кружка в кружок»
Игра
«Ласковая цепочка»
Учить детей по-новому узнавать друг друга, налаживать контакты с товарищами.
Игра: «Колобок»
Цель: Учить детей употреблять вежливые слова.
Упражнение
«Репка» Учить детей употреблять вежливые слова.
Спортивное развлечение посвящённого к 23 Февраля
4
Игра: «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай».
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Игры-забавы
«Жмурки с колокольчиком»
«Затейники»
Цель: Учить играть дружно, вызвать приятные эмоции.
Игра
«Выбери меня»
Учить узнавать детей друг друга, запоминать имена сверстников.
Игра: «Как говорит Таня?»
Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Инсценировка сказки, с элементами драматизации:
«Репка»
Продолжать учить соотносить слово с выразительными движениями, самостоятельно высказываться по поводу происходящего Изготовление подарков к 8 Марта.
Месяц Неделя Утро Прогулка Игровая деятельность Художественная деятельность Работа с родителями
“Бюро находок” (игра демонстрируется) Цель: Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ.
Пал/игра
«Дружба»
«Пальчик-мальчик»
М
А
Р
Т
1 П\и «Жила-была мышка»., «Заячья зарядка»
Цель: Развитие подвижно-речевых навыков.
«Лохматый пес»
Развлечение : пускание корабликов. Игровое упражнение
«Царевич» Цель: Способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.
Развлечение : Игра с мыльными пузырями.
Времена года: отгадывание загадок и рифмовок о весне. Вставка семейный и групповые альбомы «Наша дружная семья»
2
Игра «Царевна Несмеяна».
Цель игры : формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.
Игры малой подвижности
П\и
«Ловишки со снегом»
«Ходьба парами»
Развивать умение слушать.
«Котята и щенята»
«Влезь по лесенке»
Игры со снежками.
Дид. игра «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
«Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять»
.Разучивание потешек про одевание.
Выставка стенгазет «Как на маму я похож»
Месяц Неделя Утро Прогулка
(подв. час) Игровая
деятельность Художественная речевая деятельность Работа с родителями
М
А
Р
Т
3
Игра: «Как говорит Таня?»
Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Пал/игра
«Сороконожки»
«Семья»
Игры с мячом
«Мой веселый, звонкий мяч».
Привлекать детей к совместным играм.
Игры – забавы
«Гуси-лебеди»
«У медведя во бору»
«Карусель»
Игровое упражнение
«Доброе животное» Цель: Способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживание.
Игра по сказкам К. Чуковского «Незнайка»
Цель: Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ.
Открытое занятие с партнёрским участием родителей.
4
Дид. игра «Колокольчики», «Идут животные»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Игры малой подвижности
«Золотые ворота»
«Узнай по голосу»
«Веснянка»
П. и
«По узенькой дорожке»
«Ходьба змейкой»
«Кто как ходит»
Развивать слуховое восприятие.
«Лягушки и цапля»
«Воробышки»
«На одной ноге
Игровое упражнение «Ладонь в ладонь» Цель: Развивать навыки сотрудничества в парах.
Игра с прищепками
Игра по сказкам «Бюро находок»
Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре.
Консультация
«Обучаем детей связной речи»;
Месяц Неделя Утро Прогулка
(подв. час) Игровая
деятельность Художественная речевая деятельность Работа с родителями
А
П
Р
Е
Л
Ь
1
Игра: «Азбука настроений».
Цель: воспитывать умение сопереживать Пал/игра
«Строим звездолёт»
«Каша»
Игрыподвижные
«Пятнашки»
«Попробуй, догони»
Цель: закреплять умение слушать и действовать по правила
Игровое упражнение
«Узнай по описанию»
Цель:Вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению.
Игра «Кому бы позвонить?».
Цели: развивать речь; заложить основы этикета
Разучивание потешек о весне. С элементами драматизации. «Весна – красна!
На чем пришла?», «Солнышко-колоколнышко» Развивать монологическую речь.
Пригласить родителей поиграть с
детьми в речевые
игры.
2
Игра: «Сохрани слово в секрете».
Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь детей. Воспитывать умение быстро думать и развивать навык осознанного принятия игровых правил. (Проводится в группе)
Народные игры
«Баба-Яга»
«Горелки»
Учить детей договариваться в игре, выполнять определенные роли.
«Птицы и дождь»
«Рыбаки и сеть»
Игровое упражнение
«Дружба начинается с улыбки»
Цель: Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия.
Игры с прицепками
“Объяснялки”
Продолжи предложения.
Цель :Развивать монологическую речь, учить объяснять поступки героев сказок.
Групповые консультации по темам «Зачем и как играть родителям со своими детьми»,
Месяц Неделя Утро Прогулка
(подв. час) Игровая
деятельность Художественная деятельность Работа с родителями
А
П
Р
Е
Л
Ь
3
Игра: «Лишнее слово».
Цель: Развивать слуховое внимание, смекалку.
Пополнять словарный запас детей. Развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля в игровой деятельности.
Пал/игра
«Матрёшки»
«Кря-кря-кря!»
Логоритмика.
«Лохматый пёс»
«По узенькой дорожке»
«Мой весёлый, звонкий мяч»
«Из кружка в кружок»
Игровое упражнение
«Спиной друг к другу» Цель:Развивать навыки сотрудничества в парах.
Игра с мыльными
пузырями.
Игра- инсценировка по сказке К. Чуков ского «Тараканище»
Продолжать учить соотносить слово с выразительными движениями, самостоятельно высказываться по поводу происходящего
Консультация «Развитие речь дошкольников в играх»
4
Игра: «Травинка».
Цель: учим слышать, понимать, подчинятся правилам.
Пальч. игра «Птички»
«Лиса в курятнике»
«Самолёты»
Распределяем роли, учимся играть в коллективе.
Игры- забавы
«Кот и мыши»
«Круговые пятнашки»
«Заря»
Игровое упражнение
«Листочек падает» Цель: Развивать умение сотрудничать.
Дид. игра «Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность
Знакомство с колыбельными:
«Тишина у пруда,
Не качается вода».
Цель: развивать умение слушать, повторять действия.
Родительские собрания: «Как правильно общаться»;
Месяц Неделя Утро Прогулка
(подв. час) Игровая
деятельность Художественная деятельность Работа с родителями
М
А
Й
1 Игра: «поручения».
• Эмоционально отзываться на происходящее и самостоятельно высказываться, отвечать на вопросы взрослого, правильно произносить звуки в звукоподражаниях, образовывать форму повелительного наклонения глаголов.
Пал/игра
«Воробышки»
«Съедобное- несъедобное»
«Догони мяч»
Развитие навыков саморегуляции
собственных действий.
Игры – забавы
«Гуси-лебеди»
«У медведя во бору»
«Карусель»
.
Игра
«Узнай по голосу» Цель: Вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению.
Бабушка – загадушка
Отгадывание загадок о животных. Развиваем умение слушать своих товарищей, соблюдать правила.
Индивидуальная беседа по речевым играм.
2
Игра: «Сравни кукол». (усложнение предыдущей игры)
Цель игры : учить ребёнка соотносить предметы с разными характеристиками.
Игры-забавы
«Прятки»
«Жмурки»
«Перебежки»
Ловишки
«Ловишка с обручем»
Игровое упражнение
«Передай другому» Цель: Развивать уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами.
Дид. игра «Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Игра
«Ласковый ребенок»
Продолжать учить подражать эмоционально- тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Диагностика по речевому развитию.
Месяц Неделя Утро Прогулка
(подв. час) Игровая
деятельность Художественная деятельность Работа с родителями
М
А
Й
3
Игра: «Скажи, какой». (усложнение предыдущей игры)
Цель игры : учить ребёнка выделять и называть признаки предмета. Пал/игра
«Строители»
«Колечко»
«Автобус»
«Добеги до предмета»
Игры с мячом
«Снайперы»
«Котята и щенята»
Продолжаем развивать навыки саморегуляции собственных действий.
Игровое упражнение
«Хор животных»
1. Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
2. Способствовать сплочению коллектива. Диагностическое занятие
Индивидуальная консультация с родителями о том, как продолжать развивать коммуникативные способности дома в отпуске в летний период.
4 Игра: «Пресс-конференция».
Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу. Игры малой подвижности
«Соня»
«Теремок»
«Солнышко и дождик»
«Кто выше»
«зайчата»
«Быстро в домик»
«Хитрая лиса»
Игра с мячом
«Футбол»
Развивать навыки совместной игры, умение регулировать свои действия. Игровое упражнение
«Дракончик» Развивать навыки взаимодействия со сверстниками.
Игровое упражнение
«Эхо» Настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку быть в центре внимания. Диагностическое занятие
Разучивание потешек о лете.